5635

Депутатам - о зарплатах

Заметки на полях одной наркомовской инициативы

Все смешалось в нашем парламенте: правые вместо левых, левые вместо правых. Не так давно лидер праволиберального “Ак жола” прославился на всю страну заботой о бедных - предложил строить для них жилье с общими удобствами на этаже. А намедни фракция наркомов (народных коммунистов) выступила против… равенства.

Депутатский запрос на имя премьер-министра направлен против равенства в налого­обложении, в чем мы с наркомами-нардепами вполне солидаризуемся. В самом деле, в то время, когда население экономит на всем, растет уровень продаж дорогих автомобилей, недвижимости, предметов рос­коши. Парадоксально, но при таком неравенстве в доходах и потреблении у нас существует процентное равенство в налогообложении, что приводит к экономической и социальной невостребованности, - так утверждается в запросе. Так оно и есть.
Мы полностью солидарны с народными коммунистами и в таком утверждении: во всей стране с экономически активным населением почти в 9 млн. человек для легализации денежных средств было открыто лишь 11 800 счетов. На них поступило 4,1 трлн. тенге, то есть средний размер по одному счету составил 347 млн. тенге. Это в 2500 раз превышает официальную среднемесячную заработную плату в Казахстане и в 4300 раз - размер среднедушевого дохода населения. Еще бы нам не солидаризоваться, ведь эти данные были приведены как раз в нашей публикации сразу вслед за отчетом правительства по итогам легализации. А чтобы мажилисмены и дальше продолжали внимательно читать газету “Время”, добавим еще информации в русле того же депутатского запроса.
Сначала подтвердим сухой статистикой тезис “население экономит на всем”. Так вот ныне среднестатистическая казахстанская семья тратит 450 125 тенге в месяц и вот в таком раскладе: на питание уходит почти половина - 205 тысяч (46%), коммунальные услуги забирают 21% и выплаты по кредиту - еще 3%. Итого на все - одежду, обувь, транспорт, лекарства и прочие развлечения - остается 27%, или 120 тысяч тенге. Более чем скромно.
Впрочем, семьи бывают побольше и поменьше, побогаче и победнее, поэтому поинтересуемся еще подушевыми доходами. Здесь так: на 10% (чуть-чуть округляем) казахстанцев приходится в месяц до 20 тысяч тенге, еще 15% живут на 30 тысяч, на 40% взрослых, стариков и детей приходится 30-50 тысяч тенге подушевого месячного дохода, и самые богатые 35% могут тратить на себя, своих чад и домочадцев чуть более 80 тысяч тенге в месяц.
" А где здесь вообще богатые?” - резонно спросите вы. И мы вам ответим: в Казахстане богатых нет! Статистически, по крайней мере. Вы же знаете такую расхожую пугалку: если разница в доходах 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых жителей страны составляет более десяти крат - жди волнений. У нас подушевой доход в первом дециле - 18 тысяч тенге, в последнем - 102 тысячи, и это вилка всего в 5,7 раза. Замечательно стабильное социальное государство! И еще: если доходы 10% самых бедных статистики определяют в диапазоне от нуля до 21,6 тысячи тенге, то у 10% самых богатых - диапазон от 75 тысяч до 1 миллиона 243 тысяч тенге. Конечно, зарплата больше миллиона - это круто, но, заметьте, диапазон самых богатых у нас начинается с зарплаты в 75 тысяч, на которую и самому прожить трудно, не то что семью прокормить.
Короче, практически у всех у нас полное равенство - в бедности. Это если верить статистикам.
И вот еще насчет общей безденежности: 88% всего населения вообще не имеет накоплений в банках, а у 86% тех, кто все-таки имеет депозиты, накопления не превышают 1 млн. тенге. И только 1,5% населения располагает банковскими накоплениями свыше миллиона тенге.
И наконец завершающая перед выводами статистическая иллюстрация, как раз к выводам подводящая: доля оплаты труда в ВВП у нас лишь 31,1% - это раза в два меньше, чем в нормальных несырьевых экономиках. А если мы возьмем статистику взносов в ЕНПФ (то есть 10-процентные отчисления от официальных зарплат), то получим лишь… 12%. Это означает, что и без того опасно заниженная стоимость труда в Казахстане находится на две трети вне бухгалтерского и налогового учета - в серых и черных зарплатных схемах.
И вообще, иметь официальную работу у нас везет не каждому. Так, при населении 17,7 млн. человек и занятых в экономике 8,6 млн. число вкладчиков ЕНПФ, вообще перечисляющих взносы, - лишь 5,8 млн. При этом половина всех вкладчиков делает не более трех месячных взносов за год, относительно постоянной (не менее 10 месяцев) является лишь треть (32%) вкладчиков, и еще 18% позволяют себе от 4 до 9 месячных взносов.
Вот теперь выводы, которых два.
Первый: у нас экономически губительно и социально безжалостно занижена стоимость труда. Ее необходимо, особенно в нижних диапазонах, хотя бы удваивать.
Второй: подавляющая часть зарплатных отношений находится в тени. И вот в ней-то прекрасно себя чувствуют сверх­богатые соотечественники. Их относительно немного - чуть более 10 тысяч человек, просто состоятельных еще тысяч 30. Вот их-то и надо обкладывать налогами на роскошь и демонстративное потребление. Но сделать это можно будет только после того, как удастся “осветлить” всю зарплату в Казахстане. Мы все должны быть равны в главном: легальном получении достаточных для жизни зарплат и прочих доходов.
Наркомы, возьмите на заметку.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть