1974

От Андорры до Ямайки

Почему борьба с офшорами только глубже в них затягивает

Не успели в Монголии избрать нового президента, как тот дал местным олигархам 49 суток, чтобы вернуть деньги с офшорных счетов. И вообще надо признать: родину Чингисхана возглавил большой оригинал - прошел от оппозиции, отказался жить в резиденции и ходит на работу пешком.

А почему именно 49 суток? Возможно, потому, что офшорных олигархов в Монголии, по данным самого президента, аккурат 49 человек. Кстати, сам президент Халтмаагийн БАТТУЛГА тоже входит в число самых богатых людей своей страны и наверняка весьма осведомлен в этой теме.
Впрочем, не Монголии указывать нам путь. Президент Казах-
стана еще в прошлом году двукратно давал стратегические установки избавления от офшорного ига. На съезде партии “Нур Отан” Елбасы заявил, что Казахстан позволил некоторым лицам из отечественного списка Forbes заработать свое состояние, и призвал к выводу денег с офшорных счетов и покупке объектов, выставленных на продажу в рамках текущей кампании приватизации.
“Всякие офшоры - все это чепуха. Сегодня нет офшоров. Поэтому сейчас объявили легализацию - привези деньги сюда, простим тебя. Первичная приватизация, первичное накопление средств никогда не были абсолютно чистыми, прозрачными, белыми и пушистыми. Всякое было. Так было во всем мире. Поэтому мы прощаем - привезите деньги. Идет приватизация более 800 объектов страны. Примите участие, получите эти объекты” - вот такое заманчивое предложение.
А на Астанинском экономическом форуме глава Казахстана выступил уже с идеей сформировать под эгидой ООН фонд улучшения качества образования и здравоохранения за счет введения хотя бы однопроцентного налога на офшорные активы. И привел такой расклад: по оценкам ЮНЕСКО, для обеспечения всеобщего базового образования в беднейших странах требуется порядка 50 млрд. долларов в год, а на офшорных счетах хранятся от 30 до 40 триллионов долларов.
Выходит, однопроцентного налога немножко не хватает. Либо в офшоры откачано еще недостаточно. Тем более что и Казахстану, хотя мы и не беднейшие, не помешает приходящая с каких-нибудь Каймановых островов добавка на образование-здравоохранение.
Однако не станем ратовать за пополнение офшорных активов - все давно против, и мы тоже. Так, даже Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, назначенный управляющим создаваемого сейчас (немножко офшорного) международного финансового центра “Астана”, еще в 2010 году, будучи главой “Самрук-Казыны”, заявил, что офшоры нужно запретить. По его тогдашнему мнению, использование офшорных схем в экспорте казахстанского сырья является одним из основных факторов невозможности экономического развития. У государства попросту нет свободных денег, которые можно было бы направить на развитие, и Казахстан занимает деньги у других. Пока офшорные компании покупают по заниженным ценам сырье, государство с этого ничего не имеет.
И это истинная правда. Недаром у нас с 2009 года существует апеллирующий как раз к этой теме закон “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, а Минфин регулярно утверждает-обновляет список… тех самых офшорных зон. Сейчас, например, в этом списке целых 53 юрисдикции на все буквы алфавита - от Андорры до Ямайки, и вовсе не для запрета, а для мониторинга разрешенной деятельности. Потому что, если совсем уж начистоту, офшоры используют не только нехорошие частные лица для своих неправедных капиталов, но и солидные экспортно-сырьевые компании. Включая, извините, государственные.
А для уяснения смысла давайте поймем, почему в крупных торговых сетях при всех их затратах товар все равно дешевле, чем в магазинчике рядом с вашим домом.
Да, для торговых оборотов требуются многоступенчатые логистические операции, начиная от приемки тех же помидоров прямо в поле и кончая всеми консервациями, перевозками и упаковками - но они-то и увеличивают конечную стоимость. Так вот, офшоры - это пункты сбора первичной продукции, вынесенные непосредственно “в поле”. Вернее, производственные “поля” притянуты в офшоры - потому что главное, что поставляют развивающиеся экономики на мировой рынок, это не нефть, не черные и цветные металлы, а… деньги от их экспорта, мгновенно высасываемые назад как раз через “безналоговые территории”. А уже из офшоров денежное “сырье” поступает в финансовые центры развитых стран, на “переработку-упаковку” в фирменный продукт. Тот, что возвращается аборигенам в форме как бы дешевых иностранных инвестиций, если они идут на расширение того же сырьевого экспорта, и безжалостно дорогих внешних займов, если это ипотека или потребление чего-нибудь импортируемого.
Проще говоря, колониальная эксплуатация “банановых республик” XXI века осуществляется не через дешевую скупку “бананов” (хотя и она имеет место), а через добровольный вынос “скупочных пунктов” за пределы суверенных денежных юрисдикций. С оставлением в стране лишь средств на существование и с обратным завозом только тех финансовых “продуктов”, которые служат закреплению и расширению этой схемы.
И шансов вырваться из таких офшорных тенет - что мухе выпутаться из паутины. Но мы не мухи, и не стоит это недооценивать.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее