4481

Астане и Бишкеку надо выйти из “клинча”

О причинах и возможных последствиях ссоры Казахстана и Киргизии

Лидер Киргизии Алмазбек АТАМБАЕВ, заподозрив Казахстан во вмешательстве в ход президентских выборов в его стране, разразился серией резких до неприличия заявлений. Казахстан, который многократно призывал обратить внимание на огромные масштабы реэкспорта, проходящего через территорию Киргизии на просторы ЕАЭС, усилил меры контроля на границе. Между двумя странами-партнерами разгорается нешуточный конфликт, о причинах и последствиях которого рассказал известный аналитик, специалист по странам Центральной Азии Аркадий ДУБНОВ (на снимке).

- В последнее время обострились экономические и политические споры в рамках Евразийского экономического союза. В частности, обнаружились разногласия в таможенной политике Казахстана и Киргизии. Что произошло, по вашему мнению?
- Полагаю, что прорвался разбухавший в последнее время нарыв противоречий между двумя странами. Он вызван в первую очередь недовольством Казахстана тем, что со вступлением Киргизии в ЕАЭС реэкспорт или серый импорт из Китая (его можно назвать и контрабандой) не уменьшился, а даже значительно возрос. Уровень его исчисляется не менее чем 5-6 млрд. долларов в год.
Этот серый импорт, проходя свободно через киргизско-китайскую границу, беспрепятственно затем проникал в Казахстан, оттуда разливался по всему пространству нашего экономического союза. При этом подрывается казахстанская экономика, недополучающая пошлины и налоги, страдают и местные производители. Впрочем, такая же “болезнь” существует и в самом Казахстане, да и в России, но ее масштабы даже близко несопоставимы с серым потоком, идущим из Китая через Киргизию.
Не секрет, что Казахстан неоднократно обращал внимание своего южного соседа на эту проблему. Очевидно, безуспешно. Остается предположить, что много людей в Киргизии, в том числе не очень далеких от власти, были лично заинтересованы в сохранении этого потока серых товаров, переливавшегося внутрь ЕАЭС.
Возможно, подобная ситуация еще сохранялась бы какое-то время, если бы не случившийся “клинч” в отношениях Астаны и Бишкека, формально ставший следствием совершенно невоздержанных выступлений в адрес казахстанского руководства со стороны киргизского президента Алмазбека Атамбаева. Конечно, нараставшие противоречия были столь сильны, что повод для конфликта мог быть любой. Но вот им стала неадекватная риторика Атамбаева, недопустимая, на мой взгляд, в отношениях между государственными лидерами, не находящимися в состоянии войны.
Основанием для нее киргизскому президенту послужили обвинения в адрес Астаны о попытках помешать его ставленнику Сооронбаю ЖЭЭНБЕКОВУ занять пост президента. Казалось, что стороны смогут решить конфликт за столом переговоров, особенно после визита премьер-министра Киргизии Сапара ИСАКОВА в Астану сразу после президентских выборов. Но буквально через несколько дней после этого визита на встрече глав правительств стран ЕАЭС в Ереване выяснилось, что казахстанская сторона не намерена уступать. Она настаивает на выполнении Киргизией тех обязательств, которые последняя брала на себя, вступая в Евразийский союз. В частности, речь шла об установлении определенного таможенного контроля на границах, которые не допустили бы проникновения в ЕАЭС серого импорта.
Сегодня этот “клинч” выглядит малоразрешимым еще и потому, что киргизское руководство в лице “хромой утки”, президента Атамбаева - срок его полномочий истекает 1 декабря, - делает все, чтобы усугубить ситуацию. Атамбаев продолжает нагнетать оскорбительную риторику в адрес Казахстана, как будто бы намеренно эскалируя межгосударственный конфликт. При этом он делает вид, что извинился, но уж лучше бы он все оставил как есть, чем так извиняться.
- Как вы считаете, каким может быть выход из этого экономического и политического спора?
- Справедливости ради замечу, что в целом население Киргизии возмущено тем, как Казахстан отвечает на развязанный Бишкеком конфликт. Ведь практически это выглядит как экономическая блокада. Официальный Бишкек утверждает при этом, что со стороны Казахстана происходит нарушение не только добрососедских отношений родственных народов, но и тех обязательств, которые страны взяли на себя в рамках ЕАЭС.
Правда, бывший вице-президент Киргизии, экс-премьер страны Феликс КУЛОВ в связи со всей этой историей напомнил на днях известную мысль Бенджамина ФРАНКЛИНА: кто раздувает пламя ссоры и ворочает головни, тот не должен жаловаться, если искры попадают ему в лицо. Поэтому вряд ли в Бишкеке должны удивляться тому ответу, что последовал из Астаны в ответ на резкости Атамбаева.
Что можно сделать? Собственно, выход может быть один, а вот способы его реализации разные. Понятно, что первыми должны искать путь примирения в Киргизии. Там начали раздувать “пламя ссоры” первыми, и их шаги должны быть первыми.
С точки зрения дипломатии разумным было бы предположить, что вновь избранный президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков свой первый международный визит должен нанести в Казахстан. Особенно памятуя о том, что президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ сумел проявить дипломатическую сдержанность и, несмотря на конфликт, поздравил Жээнбекова с избранием и выразил надежду на развитие дружественных отношений с Киргизией.
Кроме того, такие примирительные шаги мог бы совершить и Сапар Исаков. Согласно новой Конституции Киргизии внешнеэкономическая деятельность, да и экономика в целом, находится полностью в ведении премьер-министра.
Это был бы очень трезвый шаг, однако я сомневаюсь, что сегодня власти в Бишкеке способны на него отважиться. Ведь и вновь избранный президент Жээнбеков, и премьер Исаков своей карьерой обязаны уходящему Атамбаеву, который никак не хочет снизить тон риторики в адрес северного соседа. Впрочем, некое окно возможностей на этот счет возникло 30 октября, когда стало известно, что действующий президент Атамбаев взял краткосрочный отпуск…
И третья опция - это возможность примиряющего вмешательства России как одного из главных создателей и гарантов ЕАЭС. Но, на мой взгляд, такая перспектива не слишком радужна. Похоже, и в Евразийской комиссии, которая является высшим исполнительным органом ЕАЭС, не готовы проявлять инициативу. И там и там, похоже, надеются, что два соседних центральноазиатских государства смогут разобраться в этой конфликтной ситуации сами.
Жалобы Бишкека на Казахстан в Евразийскую экономическую комиссию и ВТО вряд ли в ближайшем будущем дадут какой-то результат. ЕЭК никак не проявляла свою позицию, например, в отношении торговых трений между Россией и Белоруссией. Да и процедуры в этих организациях долгие и полны традиционных бюрократических проволочек. В скором времени ждать решения тут не приходится, а Киргизия уже сегодня живет в условиях жесткой блокады реэкспорта со стороны Казахстана. Астана резонно заявляет, что действует исключительно в рамках правил, установленных в ЕАЭС, и делать новых уступок не намерена.
Поэтому, как мне кажется, сейчас надо в Киргизии вспомнить известную мудрость про то, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Пора уж отойти от попыток рвать на себе тельняшку, раздувать националистический угар, переходящий в ксенофобию. Я уже говорил как-то, что в этом конфликте официальный Бишкек ведет себя как обиженный на Астану зять, который решил выколоть себе глаз, чтобы у его тещи зять был кривой.
- Насколько опасными могут оказаться для ЕАЭС односторонние нелояльные действия одного из участников соглашения вроде тех, что предприняла киргизская сторона?
- Случившееся демонстрирует правоту тех - и я отношусь к числу этих экспертов, - кто в свое время указывал, что решение о приеме в ЕАЭС Армении и Киргизии было слишком поспешным. Не вдаваясь в подробности, напомню, что произошло это в 2015 году. Тогда резкое расширение союза стало ответом на потерю российской “интеграционной политикой” Украины. Как бы в ответ на это было форсировано принятие в ЕАЭС не очень готовой к такому шагу Армении, против чего, кстати, выступал тогда Казахстан. То же было и в отношении стремительного принятия в состав союза Киргизии. И опять официальная Астана возражала, понимая, к чему приведет открытие границы с южным соседом.
И действительно, серый импорт из Китая хлынул без всяких ограничений в Казахстан и далее. В Интернете даже гуляет видео, демонстрирующее китайские продовольственные товары, копирующие упаковку и маркировку собственно казахстанских предприятий. Эти оправдавшиеся опасения относительно поспешности расширения ЕАЭС, в том числе за счет Киргизии, должны стать уроком для тех, кто относится к союзу исключительно как к политическому проекту, а не к реальному экономическому объединению.
А пока имиджу этой структуры, несомненно, нанесен урон. И этим воспользуются те общественные группы в наших странах, которые уверяли, что ЕАЭС принесет больше вреда, нежели пользы. В Киргизии подобные настроения остаются наиболее распространенными. Разумеется, в России мало кто заметит эти хозяйственные конфликты двух членов ЕАЭС. Оборот торговли с ними невелик в общем объеме российских внешнеторговых связей.
Я надеюсь, что лидеры наших стран - союзников по Евразийскому экономическому союзу сейчас попробуют взять паузу, чтобы притушить страсти и постараться овладеть ситуацией настолько, чтобы заморозить разногласия на нынешнем уровне. В первую очередь это относится к руководству Киргизии.

Беседовал Аркадий НЕЗНАМОВ, “Росбалт”, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с интернет-ресурсов

Кстати

Давайте работать вместе!

Казахстан будет вынужден усилить контроль на границе с Кыргызстаном, если Бишкек откажется от совместной работы, заявил замглавы комитета госдоходов Министерства финансов Госман АМРИН (на снимке).

По его словам, проблема на границе связана с тем, что зафиксирован большой поток товаров с нарушениями таможенного, налогового, фитосанитарного, транспортного законодательства.
- Проблема есть, она признана (Евразийской экономической комиссией. - Ред.), теперь вопрос, как ее решить. Я вижу одно решение - это совместная работа... Если они (киргизская сторона. - Ред.) откажутся, не дадут нам информацию, не будут с нами работать, то, не понимая, что у них происходит, мы будем вынуждены просто усилить контроль с целью недопущения перетоков товаров, нарушения законодательства, - сказал Г. Амрин журналистам в Астане, добавив, что ранее инициатива была неоднократно предложена, но не нашла должного отражения.
- В последний приезд правительственной делегации Кыргызстана мы предложили такой же формат действий. Первое: установить единые стоимостные индикаторы, чтобы товар в Кыргызстане, Казахстане был по одной цене, тогда никакого нарушения нет. Мы предложили контроль стоимости. Говорим: “Давайте установим одинаковые индикаторы и будем это обеспечивать”, - продолжил зампред КГД.
Во-вторых, Казахстан предложил встать представителям Кыргызстана на казахстанскую границу.
- Для того чтобы не было никаких инсинуаций, что мы злоупотребляем своим положением, мы предложили кыргызской стороне прийти к нам. Взамен сказали: “Позвольте нам тоже поехать, встать на эту границу”. Ответ, к сожалению, был не очень позитивный. Они сказали, что по их законодательству казахская таможенная служба не может пойти на их посты. Мы сказали: хорошо, у нас есть позиция, приезжайте вы сами, - отметил Г. Амрин.
И, наконец, две стороны договорились об информационном обмене:
- Вы передавайте нам информацию каждый раз: какие товары, по какой цене поступают в Кыргызстан и Казахстан. Мы это сделали, на прошлой неделе официально передали всю информацию им, от них пока не получили, ждем.
Данные меры были заложены в “Дорожной карте”, призванной решить проблемы с нарушениями, но она пока не подписана.
- Отношения достаточно профессиональные. Мы пытаемся убедить, что единственный путь решения - это совместная работа. Это снимет любые инсинуации, повысит прозрачность, - заключил Г. Амрин.
Sputnik

Поделиться
Класснуть

Свежее