3120

...Ведь был кабмин бумажный!

Правительство зарылось в нормотворчество, как страус головой в песок

В кабинете министров прошло целое заседание, посвященное ускорению сроков разработки и принятия нормативно-правовых актов (НПА) в рамках нового закона о предпринимательстве. 

Еще бы, этих самых НПА требуется прямо-таки неохватное количество: 146 подзаконных актов, в том числе 24 особо необходимых с точки зрения улучшения позиции Казахстана в рейтинге Doing Business. Плотно задействованы едва ли не все правительственные ведомства: за Миннацэкономики числится 31 НПА, за Министерством по инвестициям и развитию - 29, за Мин­юстом - 17, за Минсельхозом - 16, за Мин­энерго - 12 нормативно-правовых актов и так далее. Да что правительство, даже Верховный суд вовлечен в эту нормотворческую деятельность, за ним тоже два НПА.
Но позвольте, на дворе уже без малого три десятилетия рыночные реформы и частное предпринимательство, с самого начала обставленные срочно разработанной в 90-х законодательной базой (это не считая горбачевских еще законов о частной кооперации). Спрашивается: как же мы жили до сих пор, если только сейчас появился наконец новый закон о предпринимательстве? И что это за закон такой, совсем не прямого действия, если под него потребовалось почти полторы сотни подзаконных актов?
Боюсь, в попытке разобраться я еще больше вас запутаю, однако для понимания всей извилистости предпринимательского пути в Казахстане стоит рассказать все по порядку. Только в обратной последовательности: от нынешнего момента - назад.
Итак, эти самые 146 подзаконных актов требуются для реализации закона не о предпринимательстве, а о совершенствовании регулирования предпринимательской деятельности в Казахстане. Разница есть, согласитесь. А кто ее не разглядел - перечитайте эту фразу еще раз. Закон совсем свежий - глава государства подписал его 24 мая. Потребовался же он для “дальнейшего совершенствования” другого правового акта - действительно этапного и тоже относительно недавнего - Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, родившегося в октябре 2015 года.
Снова имею вопрос: а до 2015 года предприниматели как жили? Неужто в беззаконии?!
Нет, с февраля еще 2006 года действовал закон “О частном предпринимательстве”, утративший силу только по выходе Предпринимательского кодекса. Но и это не самый старый и не главный законодательный акт, лежащий в основе казахстанского предпринимательства.
Всерьез на правовую основу наш бизнес был поставлен в далеком декабре 1994 года - с принятием Верховным тогда еще советом Республики Казахстан Гражданского кодекса РК. Чтобы понять, какая связь между предпринимательством и Гражданским кодексом, стоит вспомнить: тогда при его принятии говорилось, что это вторая Конституция, только экономическая. И вообще, многие развитые страны так и регулируют предпринимательство - на основе Гражданского кодекса. Им, представьте, вполне хватает.
Почему же у нас, при том, что стабильность законодательства есть первооснова стабильности предпринимательства (это общеизвестная истина), по нарастающей идет “совершенствование” правовой базы - причем и вширь, и вверх, и вниз. То есть помимо Гражданского, потребовалось создать еще и Предпринимательский кодекс. Иначе говоря, задирать планку: ведь кодекс по иерархии стоит выше, чем “простой” закон. Плюс подвешивать под эту задранную планку разветвленные грозди подзаконных актов.
Тут видится такое двойное объяснение: с одной стороны, наши правительства все рыночные годы под непрерывные жалобы предпринимателей упорно пытались как-то законодательно ограничить свой же собственный проверочно-лицензионно-регуляторный раж. Но получалось не слишком, и поэтому потихоньку вызревала последняя надежда: вот если все нормы о свободе предпринимательства собрать в один большой и высокостатусный закон - тогда наконец получится. С другой стороны, все более (особенно после 2013 года - появление стратегии “Казах­стан-2050”) входила в силу оглядка на ОЭСР - Организацию экономического развития и сотрудничества, в членах которой состоят все три с половиной десятка действительно наиболее развитых стран мира. И мимо которых, получается, Казахстану в заветную тридцатку никак не проскочить.
И хотя до вступления в ОЭСР нам сейчас - как Украине до членства в Евросоюзе, практикуемые в ОЭСР стандарты минимизации государственного участия в экономике и перехода от регулирования к дерегулированию наше правительство активно копирует. Вот так и родился Предпринимательский кодекс, и - под него - масса подзаконных документов, благодаря которым, как нас уверяют, бизнесу станет намного легче.
В самом деле, в прошлом году была проведена 81 тысяча проверок. Много? Это смотря с чем сравнивать, ведь в 2010-м было ровно в пять раз больше. До принятия закона существовали 544 государственные функции в отношении бизнеса, теперь их останется 436. К тому же контроль станет профилактическим: при первичном обнаружении нарушений вместо штрафа предпринимателю выпишут уведомление о необходимости их устранения. Упрощается и отчетность: ранее в стране существовало 1600 ее видов, сейчас число сокращается до 1200.
Все это, конечно, замечательно. Но… это как бы натягивание на себя кафтана с чужого плеча. У нас буквально все - структура экономики, политическое устройство, менталитет населения (и самого бизнеса) - отличается от стран, в число которых мы собираемся ворваться к 2050 году. Наверное, в очередной раз переписанное под европейскую моду предпринимательское законодательство хуже не станет, но… сдается мне, не в написании все новых законов, министерских приказов и инструкций дело. Так получилось, что в наше внешне спокойное, но внутренне чрезвычайно напряженное переходное время проблем, требующих быстрых, смелых и точных решений в экономике и социальной сфере, накопилось много. Правительство же нам досталось как никогда нерешительное, фактически отлынивающее от взятия на себя какой-либо ответственности. И именно поэтому развивающее бурную деятельность в бумажном нормотворчестве.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть