3625

На всех парусах

Шардаринское водохранилище, что на самом юге Казахстана, в скором времени станет центром притяжения казахстанских любителей водных видов спорта и фанатов из ближнего зарубежья. Такую мечту сегодня лелеют тренеры и спортсмены из местной школы парусного спорта. Школе всего полгода, а ее воспитанники уже заявили о себе на всю страну.

В далекие советские времена в Шардаре каждый второй хотя бы раз в жизни ходил под парусом. Здесь была одна из сильнейших в Казахстане школ парусного спорта. У ее истоков стоял основоположник казахстанского парусного спорта старший тренер сборной КазССР Михаил ДЕМИДОВ. В 60-х годах прошлого века он признал природно-климатические условия этих мест великолепными. Балхаш, Капшагай и даже Каспий зимой сковывает лед, а Шардаринское водохранилище с его идеальными ветрами - единственный в стране крупный водоем, где вода не замерзает круглый год, а значит, выходить на воду под парусом можно 12 месяцев в году.
Демидов посчитал, что таким подарком природы грех не воспользоваться, и принялся раскручивать идею парусного спорта на Шардаринском водохранилище. Первопроходец заразил этой задумкой руководство одного из крупнейших в республике комбинатов железобетонных конструкций, и в итоге на юге появился не только яхт-клуб, но и собственные парусные лодки - подарок шефов.
Рулить клубом пригласили Владимира ШЕВЦОВА. Он за непродолжительный срок сколотил вокруг себя сильнейший коллектив тренеров и воспитал несколько десятков выдающихся спортсменов.
- Я была тогда еще девчонкой, - вспоминает трехкратная чемпионка Казахстана, а ныне тренер шардаринской школы парусного спорта Эльвира ИДИЯТУЛЛИНА. - Все мои друзья, соседи, одноклассники пропадали целыми днями в яхт-клубе. Шардара (тогда она называлась Чардарой) жила этим. К нам спортсмены со всего Союза на соревнования приезжали. Мы на регаты ездили. База тренировочная у нас была хорошая: большой ангар, эллинги (ремонтные мастерские. - З. М.) Здорово было, а потом все постепенно пришло в упадок.
В безденежное лихолетье сначала оставили парусную школу тренеры, следом за ними ушли ученики. Пришла в запустение тренировочная база. В неизвестном направлении уплыли более-менее приличные яхты. Те, что похуже, остались стоять в ангаре, но и их, скорее всего, утащили бы любители того, что плохо лежит, а здания разнесли бы по кирпичикам. К счастью, тогдашние власти быстро спохватились.
- Были приставлены охранники, которые отвечали за сохранность ангара с эллингом и всем содержимым, - рассказывает нынешний директор школы парусного спорта Абай САКИЕВ. - Чуть поз­же появились бизнесмены, пожелавшие купить у государства эту землю, а это почти целый гектар в центре Шардары, и строения на ней. Однако от разграбления школу тогда спасло постановление правительства, наложившее запрет на продажу спортивных объектов частникам.
Так и стоял ангар с эллингом, обдуваемый всеми ветрами. Крыша прохудилась и текла, а кирпичи со штукатуркой потихоньку осыпались. Четыре лодки, что стояли на приколе, проржавели и сгнили. Тропинка к базе заросла бурьяном. Забвение и тлен окончательно похоронили бы любое напоминание о школе, если бы не счастливый случай.

В одну из своих деловых поез­док в южные регионы аким тогда Южно-Казахстанской (ныне Туркестанской) области Жансеит ТУЙМЕБАЕВ обратил внимание на убогое сооружение на берегу водохранилища. Местные чиновники объяснили, что это за объект, и тогда глава региона предложил подумать о возрождении парусного спорта в Шардаре. “Белые воротнички” и спортивные функционеры пораскинули мозгами и возможностями, и в феврале 2018 года на базе едва не погибшего яхт-клуба была восстановлена школа парусного спорта. Два профессиональных тренера вместе с директором спортшколы и энтузиастами привели в порядок ангар с ремонт­ными мастерскими, почистили бухту, раздобыли семь яхт и пошли по школам.
- Раньше я занималась футболом и волейболом, а когда к нам пришли из школы парусного спорта, я все бросила и побежала к ним, - рассказывает одна из лучших учениц школы Екатерина СМИРНОВА (на снимке). - У меня дядя, его друзья, когда были молодыми, ходили в парус­ную секцию. Помню, как завидовала их рассказам, а теперь вот сама хожу. Очень мне это нравится. Стараюсь как можно дольше здесь находиться. Даже учиться стала лучше, чтобы родители не говорили, что яхты отвлекают от занятий.

Тренер Илья ДАНИЛОВ (на снимке) радуется успехам Кати. Говорит, что девочка имеет все задатки, чтобы стать звездой отечественного, а может, и мирового спорта. Всего за три месяца тренировок семиклассница заняла на республиканском чемпионате четвертое место, обойдя 18 яхтсменов в своей категории. Другие ребята из клуба также демонстрируют отличные результаты. Илья уверен: показатели будут еще выше, требуются лишь упорные тренировки и любовь к парусу.
- Это необыкновенное чувство, когда идешь под парусом, - пытается объяснить ощущения Илья. - Эйфория, парение, свобода! Только ты, вода, ветер, солнце. Чувство абсолютной свободы и единения со стихией. Только не думайте, что все так просто. Парусный спорт похож на игру в шахматы. Здесь мало иметь натренированное и послушное тело. Выстраивая траекторию движения судна, спортсмен должен логически мыслить, мгновенно находить единственно верную стратегию маневрирования. Вот этому мы и учим ребят.
Сегодня десятки шардаринских детей оторвались от гаджетов и подворотен и пришли в парусную школу. Тренеры говорят, что возрастных ограничений в этом виде спорта не бывает. Разве что совсем маленьких хотя и берут в школу, но к воде не допускают. Выйти на воду под парусом можно лет с десяти. Правда, семилетний Максим ИДИЯТУЛЛИН имеет все шансы стать самым юным рулевым школы. Пользуясь тем, что мама - школьный тренер, потомственный яхтсмен настоял на праве уже сейчас выходить на воду в качестве матроса. Судном пока управляет его старший товарищ. Мама и тренер говорят, что еще немного - и отпустят первоклашку в самостоятельное плавание.
Оба школьных наставника отмечают, что фанатизм и настойчивость - отличительные черты всех яхтсменов без оглядки на возраст и пол. Почти все ребята, пришедшие в клуб, там и остаются, уходят единицы. Сейчас в шардаринской парусной школе более 60 спортсменов, и на всех яхт не хватает, тренироваться приходится по очереди. Местные власти изыскивают резервы, чтобы поддержать ребят.
- Кроме бюджетных вливаний мы рассчитываем привлечь к развитию парусного спорта в нашем районе спонсоров, - делится планами заместитель акима Шардаринского района Бауыржан ШОМПИЕВ. - Хотим создать федерацию парус­ного спорта, а руководство ею предложить директору Шардаринской ГЭС. Им тема воды близка как никому. Кроме того, в целях поддерж­ки, развития и пропаганды водных видов спорта мы планируем проводить на нашей базе спортивные соревнования различного уровня, командные сборы. Через пару месяцев проведем регату. Уже пригласили яхтсменов из Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана.
Кроме спортивного направления власти Туркестанской области видят Шардаринское водохранилище еще и крупным туристическим центром. Сейчас рассматривается вопрос строительства на побережье водохранилища яхт-клубов, где любой желающий сможет взять напрокат яхту, получить уроки тренера-профессионала, а после померяться силой с волной и насладиться всеми прелестями парусного спорта и пляжного отдыха.

Справка
Общая площадь Шардаринского водохранилища 783 кв. км, объем - 5,7 куб. км, размер - 80х25 км. Максимальная высота над уровнем моря - 250 мет­ров, наибольшая глубина - 26 метров.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА,фото Кайсара ШЕРИМА, Туркестанская область

Поделиться
Класснуть