5727

Муртас Кажгалеев: Секс и алкоголь в шахматах - табу!

42-летний гроссмейстер Муртас КАЖГАЛЕЕВ (на снимке справа) уже долгие годы является одним из сильнейших шахматистов Казахстана. В его копилке достижений, например, есть победа на летних Азиатских играх 2006 года, а осенью этого года он стал чемпионом Казахстана. Однако по-настоящему известным он стал сравнительно недавно - в этом году, когда опубликовал в Интернете свои путевые заметки из Австралии. Невероятно откровенный текст привлек к шахматисту внимание даже далеких от этой древней игры людей. Муртас рассказывал о коммерческих турнирах, экономии на всем, общении с коллегами и даже… о своих сексуальных подвигах! Правда, он настолько романтично написал о встрече с девушкой Дашей и ее супругом Лешей, что язык не повернется назвать его рассказ пошлым. Фактически Кажгалеев одним ударом разрушил стереотипный образ шахматистов-ботаников. И в интервью газете “Время” он развил эту тему.

- Я живу в Ташкенте и в Казах­стан приезжаю или сыграть, или повидать родственников, - объясняет Муртас. - Меня часто спрашивают, почему я выбрал такой непатриотичный для казахстанца город, а когда я начинаю объяснять, смотрят как на сумасшедшего.
- Так почему Ташкент?
- Потому что там театр “Ильхом”. Один раз увидел постановку и влюбился. Сейчас бываю в театре регулярно, общаюсь с актерами. Вообще я люблю искусство, люблю сцену. Вот в Алматы закончился коммерческий турнир, вечером можно было посидеть с друзьями, поболтать, расслабиться. Но я предпочел сходить в “Артишок”. И не прогадал.
- Давайте о шахматах. Вы сейчас первый номер в Казахстане?
- Второй. Первый в рейтинге - Ринат ДЖУМАБАЕВ, павлодарский парень, 90 или 89-го года рождения. Но его лидерство закономерно. Во-первых, он действительно хорошо играет. Ну а, во-вторых, я себя сейчас не могу назвать профессиональным шахматистом. Чтобы быть настоящим шахматистом, нужно постоянно тренироваться. А я то тренером работаю, то просто отхожу от игры. Например, решил в этом году, что должен пробежать марафон, и три месяца к нему готовился. Бегал вместе с легкоатлетами, учился. Просто так вышло: был у родителей в Уральске, решил пробежаться. Бегу и думаю: а смогу я 5 километров осилить? Смог. А десять? Тоже получилось. Тогда задумался о марафоне. Это больше 42 километров, меня эта цифра страшно пугала, но я справился. Понятное дело, когда бегаешь, шахматами заниматься некогда. Раньше, когда я был профессиональным игроком, то либо играл, либо тренировался. Еще отдыхал, но это часть работы. Именно тогда я какой-то класс наработал, что позволяет мне участвовать в турнирах, даже побеждать.
- Вам не кажется, что у вас немного раздолбайское отношение к шахматам?
- Я бы сказал, что отношусь к шахматам не совсем профессионально. В прошлом году я тренировал женскую и юношескую сборные команды Казахстана. Соответственно, сам не занимался. Поэтому в глазах своих молодых коллег я не более чем любитель. С другой стороны, я для них хороший раздражитель. Я не готовлюсь месяцами к турнирам, но все равно выигрываю чемпионат страны, держусь вторым в рейтинге. Они стараются, что-то делают, но все равно разница в классе есть. Но вообще главная причина, почему я не веду образ жизни шахматиста, - я просто по психотипу не шахматист. Меня, например, никогда особо не радовали победы в турнирах. Разумеется, есть чувство гордости, но успех моих учеников мне лично всегда приносил гораздо больше удовольствия. Еще мне не нравится, что нужно усердно заниматься, готовиться, что-то скрывать, параноить - вдруг кто-то узнает о моих заготовках? Меня это напрягает, хотя один мой знакомый гроссмейстер как-то сказал: если шахматист не параноик, то он совсем себя не уважает. То есть быть шахматистом - это быть эгоцентричным, замкнутым, сосредоточенным на результате и процессе. Я пытался так жить, но больше не хочу.
- Но ведь шахматы вас кормят?
- Да. Вчера выиграл блицтурнир - пополнил свой бюджет на 150 тысяч тенге. Может быть, сумма небольшая, но заработал ее за один день. Жаль, таких турниров немного. Летом в Алматы были соревнования по быстрым шахматам - я выиграл и получил 250 тысяч. Но это были еще додевальвационные 250 тысяч.
- То есть быть шахматистом - это не очень прибыльно?
- Первые 20 номеров мирового рейтинга вообще могут не думать о деньгах - они и призовые получают большие, и спонсоры у них солидные. У нас, в Казахстане, другая мотивация. Наши шахматисты хотят побеждать, чтобы получать стипендию от государства, от акиматов. По большому счету, им даже и выигрывать не надо - достаточно быть в тройке, в пятерке, в десятке. А вот чтобы жить за счет призовых - так, наверное, только мне удается, пусть это прозвучит нескромно. Я играл за европейские и российские клубы, 5 лет прожил во Франции, несколько лет играл в России, Турции, Хорватии, Швейцарии. В начале 2011 года я для себя решил, что достиг пика высших достижений, и поэтому сбавил обороты. Ни разу об этом не пожалел - переехал в Ташкент, изменил свою жизнь, начал изучать английский, испанский, брал уроки вокала, речи, плавания, пошел на танцы. Чтобы запомнить свое расписание, пришлось купить школьный дневник и записывать прямо по дням недели, когда у меня какие секции…
- Когда вы почувствовали, что прошли пик?
- В 2006 году я победил на летних Азиатских играх в Дохе и подумал, что должен еще как минимум четыре года держать свой уровень, чтобы попробовать взять Азиаду еще раз. Но в Гуанчжоу в 2010-м я разделил 3-4-е место и по дополнительным показателям остался без медали. Я видел, что глобально моя игра не улучшается, а шахматы не стоят на месте. Сейчас действующему чемпиону мира 25 лет (норвежцу Магнесу КАРЛЕСОНУ. - М. К.), а многие мои ровесники уже давно закончили карьеру. Конечно, есть АНАНД, есть КРАМНИК - мы из одного поколения. Но у них другой уровень таланта, поэтому и достижений гораздо больше. Ну и плюс материальный момент присутствует. У них нет потребности ездить с турнира на турнир, чтобы зарабатывать деньги. А для меня это и способ заработка, и возможность посмотреть другие страны. В Австралию-то я поехал, чтобы совместить приятное с полезным - сыграть в турнире и увидеть новый для себя континент.
- Как к вам относятся ваши коллеги?
- В шахматах вообще отношения сложные, все друг друга недолюбливают. Простой пример - последние годы у нас очень прилично выступает женская сборная по шахматам. Но знали бы вы, как это тяжело переносят мужчины-шахматисты! Сколько негатива на шахматных форумах, в социальных сетях! Для меня это дико - в других странах вообще нет никакого деления на женщин и мужчин, своих и чужих. Выиграли француженки - это успех французских шахмат, а не женской команды. У нас иначе. Ну и по отношению к себе я чувствую порой определенную неприязнь. Тот факт, что я живу в Ташкенте, раздражает очень многих моих казахстанских коллег. Раньше я жил в Париже, и это раздражало их гораздо меньше. Как будто я живу в стане врага, хотя что может быть вражеского в Узбекистане, я не понимаю. Конечно, коллег еще напрягает, что я продолжаю их обыгрывать, и это сказывается на отношениях. Конечно, меня не любят. Вот, например, я пробежал московский марафон. В мире есть считаное количество шахматистов, кто смог это сделать, а гроссмейстеров еще меньше. И после этого я приехал на командный чемпионат Казахстана. Как думаете, сколько человек меня поздравили с этим достижением?
- Ни одного?
- Именно - ни одного! Никто не поздравил, вопроса даже не задал, сложно ли было…
- А как ваше сообщество отреагировало на текст про Австралию, где вы очень подробно рассказали о своих неспортивных победах?
- Я знаю, что все читали и многим понравилось. Но официально мне говорили, что я перешел некую черту, раскрыл слишком много того, что должно оставаться тайной. Я же пытался объяснить очень простую вещь: все, что я делаю на турнирах, делаю для победы. Я видел множество своих коллег, которые могут в течение двух недель заниматься только шахматами, не отвлекаясь ни на что. Я так не могу. Мне нужно и в баре посидеть, и с кем-то познакомиться, как получилось в Австралии. Да, и женское внимание - это и приятно, и полезно. Все это помогает улучшать мой результат. Это как раз не раздолбайство, а профессиональное отношение - мне нужны эмоции, мне нужно ощущение полной жизни, чтобы я хорошо играл и во время партии знал, за что борюсь. Я сам, когда тренирую, говорю молодым ребятам - мне совершенно без разницы, чем вы занимаетесь с 7 вечера до 10 утра, но в 10 утра вы должны быть полностью мобилизованы и готовы к работе. И совершенно нормально, что одному для подготовки нужно сидеть весь день за компьютером, а другому необходимо расслабиться. Я как раз из тех, кто расслабляется. И мне моя жизнь нравится.
Прежде чем опубликовать текст про Австралию, я показывал материал двум редакторам российских сайтов. Один из них сказал прямо: в статье раскрыты две вещи, на которые в мире шахмат наложено табу, - это секс и алкоголь. У нас вообще не принято об этом говорить. Второй редактор посоветовал не публиковать текст под своим именем. Я еще немного подумал и в итоге решил ничего не менять. Я ведь написал чистую правду!
- То есть ваши знакомые Даша и Леша - это не выдуманные персонажи, а реальные люди?
- Конечно. И они совершенно нормально отреагировали на публикацию. Они, кстати, звали меня в Австралию и в этом году, и организаторы тоже приглашали.
- Знаете, Муртас, вы напоминаете больше игрока в покер, чем шахматиста... Катаетесь по всему миру, живете где хотите, охмуряете замужних женщин… Это не обидное для вас сравнение?
- Шахматы, если честно, более интересная игра, чем покер. Но я согласен, что определенный авантюризм в моей жизни есть. Я единственный казахстанский шахматист, кто живет за счет опенов - открытых турниров. Бывает, что ты собираешься лететь в далекую страну, покупаешь дорогие билеты, делаешь визу, сам бронируешь отели, а потом… проигрываешь! Причем планируешь несколько турниров, добираешься из города в город на автобусах, ночуешь где придется, питаешься там, где подешевле… А в результате, потратив на все 3-4 тысячи долларов, остаешься у разбитого корыта, потому что не смог нормально выступить. Один мой коллега рассказывал, что из-за этого боялся жениться: “Представляешь, я на два месяца уезжаю в турне, а возвращаюсь с пустыми карманами. Как мне объяснить жене, что в шахматах такое часто бывает?” Конечно, можно сидеть дома, получать стипендию, крутиться как-то… Но это ведь скучно.

Из австралийских заметок Муртаса Кажгалеева
1 января …Ночной автобус Мельбурн - Сидней не спеша двигался по узкой дороге, в середине салона без особого комфорта расположились мы с гроссмейстером Рустамом Хуснутдиновым из Караганды. У моего друга болела голова - накануне на праздновании Нового года он перебрал, и теперь ему было паршиво.
Решение поехать автобусом продиктовала жесткая экономия - не надо платить за ночь в отеле. В дорогом Сиднее это означало 150 американских долларов на двоих...
4 января С сексом у шахматистов-опенов дела обстоят не самым лучшим образом. Для 95 процентов участников таких соревнований непозволительно брать с собой жену или подругу по финансовым соображениям. Остается непростой выбор - изменять или мастурбировать. Впрочем, у неженатых проблемы те же. Худой кошелек, недостаток времени, энергии и сил, зачастую незнание языка и местности, зацикленность на спортивном успехе делают их шансы на счастливое знакомство довольно ограниченными. Конечно, в шахматах есть свои донжуаны, но они не играют опены. Нам же приходят на помощь девушки древнейшей профессии или случай.
9 января - Шахматистов я еще не видела, - говорила девушка, которая нравилась мне все больше с каждой минутой. - Поэтому и решила тебя позвать.
- Муртас, я тебе помогу. Твое наказание - искупать Дашу, - Леша решил мне подыграть.
Мы отправились в ванную. От переизбытка нахлынувшей нежности я чуть не потерял голову. Но это была всего лишь игра, и я играл роль с помощью мягкой мочалки под струями теплой воды. Развитию игры не помешал даже проснувшийся ребенок.
Даша пошла успокаивать дочку. Мы с Лешей продолжали говорить. Он рассказывал о Москве, о своей старой и новой работе, об австралийской жизни.
- Не будем отвлекаться. Если сейчас Даша придет, мы сделаем ей массаж - она захочет продолжить. И много не пей - а то тут с парнями всякое случалось.
Вновь уложив дочку спать, Даша вернулась обнаженной. Она сияла счастьем и красотой дивного тела.
- Ложись, красавица. Тут парни уже заждались, - скомандовал муж.
В ярком свете прикроватных ламп она была великолепна. Счастье до предела заполнило сердце...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из архива Муртаса Кажгалеева, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные Актуально
Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные

Республика на пороге большой стройки. Пострадавшим от наводнения по их желанию вместо разрушенных домов предоставят квартиры. За каждым регионом для помощи в устранении последствий паводков закрепят крупный бизнес. А еще в стране запретят отстрел сайги

92