12340

“Медведь” против “Мародёра”

На днях США завершили поставку более 300 бронемашин в Узбеки­стан. Казахстан также намерен принять на вооружение бронемашины Marauder (“Мародер”), производимые южноафриканской корпорацией Paramount Group. Данная сделка уже была подвергнута критике, несмотря на то, что этот бронеавтомобиль имеет ряд положительных отзывов. Наш московский корреспондент Дастан МУКУШЕВ встретился с российским воен­ным экспертом Ильей КРАМНИКОМ (на снимке) и узнал, что из себя представляют бронеавтомобили Marauder и что может предложить Казахстану Россия, являющаяся партнером республики по ОДКБ. 

- Илья, так что же из себя представляет южноафриканский бронеавтомобиль Marauder?
- Marauder - это типовая бронемашина с повышенной противоминной устойчивостью. Стоит отметить, что ЮАР является пионером в производстве таких машин. Южноафриканцы начали их создавать еще в 70-х годах прошлого века, в период своих контрпартизанских и контртеррористических операций. По театру военных действий условия в ЮАР несколько напоминают Казахстан - казахстанские степи, пустыни, гористые степи в целом похожи на условия ЮАР, где основную часть территории занимают саванны.
В настоящий момент Marauder представляет из себя хороший образец боевой техники. Вместе с тем он не является чем-то из ряда вон выходящим на рынке бронеавтомобилей. Такая техника есть у многих производителей, в том числе и у России. Например, есть броневики схожего класса “Волк” и более крупный “Медведь”. Их недостаток лишь в том, что в отличие от южноафриканской машины “Волк” и “Медведь” еще не успели проявить себя в деле, поскольку появились совсем недавно и в боевых действиях не участвовали.
- А могут ли “Мародеры” быть достаточно эффективны в условиях Казахстана?
- Да, могут. Потому что, как я уже сказал, возможный театр боевых действий очень схож. Если не считать морозов, которых в Южной Африке не бывает. Но это дело поправимое. К тому же применение бронемашин Marauder предполагается при схожем характере боевых действий. Все-таки Казахстану в случае чего придется вести борьбу с исламистскими террористическими формированиями, которые будут приходить с юга. Возможная война будет носить контрпартизанский, а не регулярный характер.
- Несведущие люди могут подумать, что бронемашина с соответствующим вооружением и противоминной защитой может стать полноценной заменой бронетранспортеру. Так ли это на самом деле?
- Эта машина не может заменить бронетранспортер. Устаревший советский БТР может быть заменен только новым бэтээром. Будь то российский модернизированный БТР-82А, будь то БТР нового поколения “Бумеранг” или что-нибудь иностранное типа финского БТР Patria. Кроме того, в закупку техники на Западе я не очень верю в силу того, что западные образцы техники все-таки очень дорогие. Китайская техника, притом что она дешевле, в том числе и российской, не всегда пригодна по качеству. На совместных учениях китайская техника показывает не слишком высокую надежность и не слишком высокие возможности боевой электроники.
Что же касается бронемашин, то я не вижу причин, по которым Казахстану необходимо предпочесть именно Marauder. В пользу российской техники говорит тот факт, что мы находимся в союзе, как в военном, так и в экономическом. С этой точки зрения было бы лучше закупить российские броневики, к которым было бы проще и быстрее получать запчасти. К тому же при необходимости проще было бы построить завод и получить более полную локализацию. Вряд ли южноафриканцы наладят в Казахстане что-нибудь, кроме сборки.
- Вернемся к российским образцам бронеавтомобилей. Что сегодня может предложить Казахстану российский ВПК?
- Как я уже говорил, это бронеавтомобили повышенной противоминной устойчивости “Волк” и “Медведь”, а также разведывательный бронеавтомобиль “Тигр”. Последний уже давно производится серийно и более десяти лет поставляется в войска. В основном он используется в легких пехотных подразделениях для разведывательных задач. Хотя “Тигр” не обладает достаточной противоминной защитой, как машину сопровождения в миноопасных местах его не используют.
- Но ведь у “Тигров” в свое время весьма остро стоял вопрос двигателей?
- Да, на “Тиграх” стояли американские двигатели Сummins. Но сейчас в связи с известными причинами американские двигатели не используются. При этом надо помнить, что с двигателями Сummins “Тигры” поставлялись только для нужд МВД. Армия их изначально закупала с ярославскими двигателями  ЯМЗ-534-10.
- В свое время в Казахстан поставлялись бронеавтомобили “Булат” российского производства, которые получили весьма нелестные оценки. Что это за техника?
- “Булат” производит довольно интересная компания - научно-производственное объединение “Защита”, у которой специфический опыт. Они начинали с того, что производили инкассаторские броневики. При этом “Защита” - молодой производитель, создавший пару удачных экземпляров. Но именно “Булат” на испытания в российскую армию не принимался и военную приемку не проходил. В России испытывались легкие бронеавтомобили “Скорпион” той же компании.
Я думаю, что причины контракта на поставку “Булата” в Казахстан стоит искать в личных коммерческих интересах. Если бы была цель закупить нормальные бронемашины, то нужно было обращаться на ГАЗ, у которого уже были решения в виде “Тигра”. По малосерийному автомобилю частного производителя не стоит делать вывод о возможностях российского ВПК.

Дастан МУКУШЕВ, фото автора и с интернет-ресурсов, Москва

Поделиться
Класснуть

Свежее