3003

В приказном непорядке

Актюбинец Султан ТОРЕАЛИ не смог поступить в военный вуз из-за незаконного отчисления из Кадетского корпуса им. Шокана УАЛИХАНОВА. Теперь он через суд требует от “кадетки” компенсацию морального вреда - 5 миллионов тенге.

18-летний Султан Тореали с детства грезил карьерой офицера. Знающие люди объяснили (да и в книжках читал): для этого нужно иметь отменное здоровье и хорошо учиться. Султан наставлениями старших и книжной мудростью пренебрегать не стал - занимался рукопашным боем, а все свободное от учебы время пропадал в библиотеках.
- Пробежать за час 15 километров, даже не вспотев, для сына раз плюнуть! - не без гордости говорит мать парня Гульбаршын СУЛТАНОВА. - Представьте, у него нет ни одного кариесного зуба! Сын очень ответственно относится к своему здоровью.
Султана, росшего без отца, воспитала мать, которая не получала алиментов и не имела постоянного заработка.
- Я ухаживаю за больной матерью, которой 78 лет, поэтому в последние годы не могла устроиться на работу. Так и жили с Султаном на пенсию бабушки, финансовую помощь моих сестер и мои редкие подработки, - говорит Гульбаршын.
Эту женщину трудно заподозрить в лукавстве - актюбинцы знают ее как активную общественницу и волонтера.
И сына она воспитала соответствующим образом: Султан учился на четверки и пятерки, был активистом, занимался спортом. С 10 лет он воспитывался в школе-интернате с военным уклоном и, понятное дело, рос мальчиком ответственным, дисциплинированным.
- После школы Султан, к сожалению, недобрал два балла на КТА, чтобы поступить в Военный институт сухопутных войск, - говорит Гульбаршын Султанова. - И чтобы не терять до следующей попытки год впустую, он решил пойти учиться в Кадетский корпус им. Шокана Уалиханова. Это что-то вроде среднего специального учебного заведения военного профиля.
Сказано - сделано. Тореали поступил в кадеты и сразу стал лидером среди курсантов. Парень имел исключительно положительные характеристики по месту учебы: он стал помощником командира, учился преимущественно на пятерки и продолжал заниматься спортом. Оставаться в Кадетском корпусе он не планировал, поскольку мечтал об офицерских звездочках, а не сержантских лычках.
- Поэтому, проучившись год, весной 2017-го он обратился к руководству Кадетского корпуса с просьбой о поступлении в военный вуз, - говорит Гульбаршын. - Султан интересовался, есть ли возможность перевестись из “кадетки” в Военный институт. Вот с этого-то момента все и пошло наперекосяк...
Юношу не хотели отпускать: нельзя, не положено. Но затем, видя, насколько Тореали настойчив, все же распрощались с ним - в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 26 закона РК “О воинской службе и статусе военнослужащих”. О том, что эта статья означает “отчислен по отрицательным мотивам”, Тореали узнал уже позже...
-В департаменте по делам обороны города Актобе, куда мы обратились за разъяснениями о правилах поступления в военные вузы, нам выдали целый список документов, которые нужно было собрать. А через несколько дней департамент извещает нас: поступить в институт вряд ли удастся, поскольку Султан отчислен по отрицательным мотивам и все сведения об этом занесены в информационный сервис КПСиСУ Генпрокуратуры РК! - с горечью вспоминает Султанова.
Начав разбираться, женщина выяснила: никакого контракта с командованием Кадетского корпуса, будучи на тот момент несовершеннолетним, ее сын не подписывал. Более того, руководство не разъяснило ему, что для подачи документов на поступление в высшее военное учебное заведение он не обязан писать рапорт об отчислении из Кадетского корпуса, зато необходимо письменное согласие его законного представителя. Вместо этого в Кадетском корпусе ничтоже сумняшеся отчислили 17-летнего парня согласно его же рапорту.
- Таким образом, приказ об отчислении был вынесен без моего письменного согласия, хотя я на тот момент была единственным законным представителем несовершеннолетнего сына. В итоге я обратилась к министру обороны и главному военному прокурору Казахстана. Просила разобраться в сложившейся ситуации и признать тот злосчастный приказ незаконным, - рассказывает Гульбаршын.
Однако в Минобороны в действиях руководства Кадетского корпуса нарушений не усмотрели. А вот военный прокурор Петропавловского гарнизона сообщил Султановой, что провел проверку по ее обращению и направил в Кадетский корпус предписание об устранении нарушений законности. В августе этого года Гульбаршын получила ответ из управления комитета правовой статистики и информации об исключении из информационного сервиса КПСиСУ ГП РК данных о ее сыне как об уволенном с воинской службы по отрицательным мотивам.
- Но пока мы боролись за правду, зачисление в Военный институт сухопутных войск завершилось, - говорит Гульбаршын. - К тому же я обратилась в военный суд Акмолинского гарнизона с просьбой о признании того приказа, вынесенного начальником Кадетского корпуса, незаконным.
Ведь, хотя и исключили из базы КПСиСУ ГП РК сведения об отчислении по отрицательным мотивам, эти данные уже успели занести в военный билет и личное дело экс-кадета Султана Тореали.
На предварительное заседание военного суда Акмолинского гарнизона ответчики - представители Кадетского корпуса не явились. А на следующем заседании представили приказ об отмене предыдущего приказа. Проще говоря, “кадетка” сама признала свой приказ незаконным и отменила его по протесту военной прокуратуры.
Но Гульбаршын Султанова и ее сын уверены: поскольку именно из-за этого незаконного приказа юноша не был допущен к поступлению в Военный институт сухопутных войск, постольку их требования о возмещении морального вреда обоснованны.
Почему истцы, мать и сын, оценивают размер компенсации в 5 миллионов тенге?
Дело в том, что Гульбаршын и Султан неоднократно ездили в Астану, где обивали пороги различных инстанций, а готовя сына к поступлению в вуз, мать нанимала лучших репетиторов - на все это ушло более полумиллиона тенге (при более чем скромных финансовых возможностях семьи). Представьте только, чего стоило Гульбаршын изыскать такие деньжищи! В дело пошли ее скромные сбережения, потребовалась помощь родных, а также крохи, сэкономленные от пенсии бабушки Султана...
Чем же закончилась эта удивительная история? Парень поступил-таки в вуз. Правда, не в тот, о котором мечтал. Но Султан уверен: рано или поздно он добьется своего и станет офицером. Зная этих двоих, маму и сына, можно не сомневаться: так оно и будет.

Антон МОЛДИН, фото из семейного архива СУЛТАНОВЫХ, Актобе

Поделиться
Класснуть