4160

Рулевые игры,

или Про бабло, про дружбу и диспетчерскую службу

Новый аким Шымкента Нурлан САУРАНБАЕВ (на снимке), похоже, окончательно рассорился с городскими автобусниками. Несколько недель после вступления в долж­­ность он терпеливо выслушивал предложения предпринимателей о том, как навести порядок в общественном транспорте, щедро раздавал обещания создать транспортный рай во вверенном ему городе, грозил суровыми карами душителям автобусного бизнеса. Но... медовый месяц завершился, накрылся медным тазом чиновничий политес - и в “городе Шы” все вернулось на круги своя. Отцы города, как и прежде, взялись лоббировать интересы частных структур, разговаривая с непокорными на языке силы. А ведь как хорошо все начиналось!..

Лет семь назад акимат Шымкента для контроля за работой общественного транспорта создал коммунальное предприятие “Центральная диспетчерская служба” (ЦДС). Все расходы взял на себя госбюджет (одних только GPS-навигаторов было куплено на 22 миллиона тенге). Данные с них собирались на сервер, обрабатывались специальной программой и передавались на компьютеры ЦДС. Оператор, видя на линии сбой, вносил коррективы. Не успели власти распиарить новинку, как навигация сначала стала глючить, а потом и вовсе отказалась работать.
- В 2013 году к нам обратился горакимат с просьбой разработать программу для мониторинга движения общественного транспорта, - вспоминает заместитель директора одной из шымкентских IT-компаний Жанна КЕНЖЕБАЕВА. - Та, на которой они прежде работали, их не устраивала. У нас уже была своя прога (на жаргоне айтишников - программа. - З. М.), мы внесли коррективы, зарегистрировали за собой авторское право и отдали ее ЦДС в аренду. Арендная плата была 500 тенге в месяц с машины. Когда акимат установил свой сервер, плату снизили до 300 тенге. Только их сервер был слабеньким, и процентов восемьдесят данных, поступавших с навигаторов городских автобусов, мы обрабатывали своими силами. Случались и другие проб­лемы, но мы работали. А в начале 2017 года ЦДС стала задерживать оплату...
Дело доходило до того, что за долги программисты, сами себя величающие прогерами, несколько раз приостанавливали сотрудничество с ЦДС. В довершение всех бед в октябре прошлого года вышел из строя акиматовский сервер. Долго работать себе в убыток прогеры не стали и договор с акиматом и ЦДС не продлили. GPS-навигация автобусов прекратилась, а это нарушение закона о транспорте, причем не по вине транспортников. Они-то за навигационную программу исправно платили ЦДС! Диспетчеров и акимат залихорадило, а перевозчики свели дебет с кредитом и пришли к выводу: ЦДС - ярмо на их шее, навязанное акиматом.

- До недавней поры горакимат в приказном порядке обязывал нас обслуживаться только в ЦДС, - рассказывает председатель ассоциации пассажироперевозчиков “Южавтотранс” Дархан КАЮПОВ (на снимке). - Мы соглашались, потому что предприятие было государственным, а года два назад львиная доля акций ЦДС была продана частнику. Несмотря на это, акимат по сию пору в договоре навязывал нам эту ЦДС. Мы надеялись, что с приходом нового акима все изменится. Вначале Сауранбаев приказал отделу транспорта и автодорог вычеркнуть кабальный пункт. Он даже разглядел в нем коррупционные риски (см. “Половинчатые мэры”, “Время” от 26.12.2017 г.) и сказал, что мы вправе выбирать, с кем работать. Но не прошло и месяца, как все дружно забыли об этом, и сейчас нам всеми правдами-неправдами подсовывают пресловутую ЦДС.
Что (или кто?) заставило так быстро переобуться городские власти, нам так и не удалось узнать. Зато выяснилось: одним из первых рулевых ЦДС был руководитель отдела транспорта и автодорог Шымкента Куатжан ЖУМАТАЕВ. Он возглавлял это ТОО несколько лет назад и, как утверждают злые языки, уволился оттуда после скандала. Несмотря на расставание, нынешний транспортный чиновник все еще испытывает теплые чувства к бывшим коллегам, а иногда - в свободное от государственной службы время - в компании теперешнего директора ТОО “ЦДС” Даурена БЕКМАХАНОВА не без приятности проводит время в питейных заведениях Шымкента. За дружеским столом в далеко не самых бюджетных ресторанах Шымкента мужчинам есть что обсудить.
Взять хотя бы аховое положение ЦДС. В 2017 году ее валовая прибыль составила 257 тысяч тенге, зато расходы потянули почти на 49 миллионов. 25,6 миллиона ушло на зарплату сотрудников, еще пять “лямов” перевели на счет сотовых операторов: без них работа GPS-навигаторов невозможна. 3,7 миллиона потребовали айтишники за использование их программы контроля работы общественного транспорта. Примерно в такую же сумму обошлась аренда офиса. Плюс горакимату как владельцу части акций ТОО пришлось выплатить дивидендов на 300 тысяч тенге. Вот такой незавидный гешефт получился у диспетчеров... Впрочем, дьявол кроется в деталях.

В трехсторонний договор, подписанный акиматом Шымкента, ТОО “ЦДС” и IT-компанией, забита стоимость аренды программного обеспечения для одного автобуса - 300 тенге в месяц. Если верить финансовым отчетам, ЦДС ежемесячно выплачивает программистам за весь общественный пассажирский транспорт 316 тысяч тенге. В то же время согласно договору с перевозчиками ЦДС за эту же самую услугу с каждого автобуса берет от 110 до 150 тенге… в день! Подсчитаем: в Шымкенте 1053 автобуса, выходит, перевозчики платят ЦДС 116 тысяч тенге в день, или около 3,5 миллиона в месяц! А вот еще один любопытный показатель. В ТОО “ЦДС” работают 34 человека, а в управлении пассажирского транспорта ЮКО с аналогичными задачами справляются всего три специалиста. Дело в том, что в зоне ответственности управления пассажирского транспорта и автодорог ЮКО находится порядка 800 автобусов, и мониторинг их деятельности ведется по той же компьютерной программе, что и в городском ТОО “ЦДС”.
- Мы поставили эту программу на компьютер заместителя начальника облуправления транспорта, и он в режиме онлайн видит, кто из перевозчиков и где нарушает регламент, - поясняет Жанна Кенжебаева. - Без диспетчерских служб и регулировщиков маршрутов - один. Мониторит, дает нагоняи, оперативно решает проблемы. Еще два спеца следят, чтобы программа работала без сбоев, и проводят профилактику. Вот и все людские затраты. При этом обл­акимат никому из транспортников не навязывает, какую программу купить и с кем работать.
Зато мэрия Шымкента усиленно пытается “поженить” перевозчиков с ТОО “ЦДС”, несмотря на их активное сопротивление. В минувший четверг владельцы автопарков с помощью инфографики доказывали чиновникам: им такие “партнеры” не нужны. Однако рулевой отдела транспорта и автодорог Шымкента Куатжан ЖУМАТАЕВ до последнего стоял на своем, а когда доводы иссякли, вытащил из колоды аргументов джокера.
- Когда мы с советником вместе заходили к акиму Шымкента, Сауранбаев предложил нам уволить директора этого ТОО, - сканировал взглядом аудиторию Жуматаев. - Вы продолжаете настаивать на том, чтобы не принять отчет о работе ТОО “ЦДС” и отказываетесь от работы с этим ТОО? Давайте, как предложил аким, уволим его директора и будем работать дальше.
Эта карта показалась перевозчикам крапленой, а некоторые даже задались вопросом, может ли аким (или другие государственные служащие) решать кадровые вопросы частного предприятия - пусть даже и с миноритарной госдолей. Не дожидаясь ответа на этот и другие вопросы, владельцы нескольких автопарков уже подписали договоры с IT-компанией, минуя всяких посредников-нахлебников. Узнав об этом, люди Жуматаева потребовали у перевозчиков вернуть GPS-навигаторы, выданные семь лет назад. Правда, эти навигаторы, как выяснилось, не прошли обязательную для подобного рода аппаратуры сертификацию.
Одним словом, на автобусном фронте продолжаются “кровопролитные” бои.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора и из открытых интернет-источников, Шымкент

Поделиться
Класснуть