1871

Российский городовой

В четверг в Алматы с лекцией под многообещающим названием “Как нам обустроить Алматы” выступил российский блогер Илья ВАРЛАМОВ (на снимке). Он рассказал, чем ему не понравилась улица Панфилова, и оценил те изменения, которые произошли в городе за последние несколько лет.

Послушать скандально известного гостя собралась вся архитектурно заинтересованная публика Алматы. Варламов заработал имя на том, что путешествовал (и продолжает это делать с завидной регулярностью) по разным городам и оценивал, насколько комфортно и безопасно в них жить.
О больших и маленьких населенных пунктах бывшего Союза, в которые ступает нога блогера, Илья редко пишет что-нибудь хорошее. Четыре года назад он уже приезжал в Алматы и написал о грязных улицах, нечищеных тротуарах и мечте всех казахстанцев ездить на белых внедорожниках. Не только алматинцы, но и многие другие жители страны не смогли простить ему этих слов. Ругали его тогда нещадно.

Но на эту лекцию пошли. С интересом и в ожидании. Тем более что накануне Варламов в материале на портале “Sputnik Казахстан” сказал, что Алматы опасный для пешеходов город. Послушать человека с архитектурным образованием, который зарабатывает на жизнь журналистикой, подтянулись алматинские градостроители и даже представители акимата. А сам Варламов, шутя, заметил:
- Перед тем как прийти сюда, я был в центре урбанистики Алматы и пообщался с очаровательными людьми. Теперь мне сложно что-то критиковать, потому что они на меня смотрят (из зала. - О. А.). А я успел с ними подружиться, поэтому придется выбирать выражения помягче. Хотя изначально был настроен более критично.
Правда, чуть позже ему пришлось объяснять, что никого из акимата он не знает, а в город приехал по приглашению частной фирмы. Вот заодно и решил оценить Алматы.
- По поводу того, как изменился город, - говорил он. - Тут история двоякая. С одной стороны, я вижу, что у вас начались правильные реформы. Появилась какая-то велоинфраструктура, пешеходные улицы. С другой - по какой-то непонятной для меня причине это делается не пойми кем и не пойми как. Явно, что человек, который делал велоинфраструктуру, никогда в жизни не катался на велосипеде. У меня был пост “Худшая в мире велодорожка”, она находится в Кишиневе. Но теперь молдаване могут расслабиться, потому что (вполне возможно) у них появился достойный конкурент - Алматы. Потому что в Кишиневе на велодорожках не растут деревья в отличие от вашего города. А проектированием пешеходной инфраструктуры занимаются люди, которые обы­чно по этому городу не ходят. И чиновники имеют смутное представление о том, как это устроено, потому что смотрят на все из окна автомобиля.
Вообще, Варламов, который в Алматы всего второй раз и в общей сложности четыре-пять дней, по большей части говорил о вещах общеизвестных, тех, про которые и наши специалисты талдычат не первый год, и не об Алматы вовсе, а о том, что происходит в России. Но аналогии напрашивались сами собой.
- Как происходит деградация общественного транспорта в обычном российском городе? - общался с аудиторией блогер. - Приходит мэр и видит: у нас есть убыточное трамвайное предприятие: ходят старые ржавые коробки. И депо еще стоит в центре города. А советник ему говорит: это не просто трамвай, это тонны металлолома. Плюс депо - земля здесь дорогая. У нас, в России, даже есть шутка: города, которые уничтожили трамваи, завидуют тем, в которых они еще есть. Это заначка на черный день.
Или еще:
- Самое главное - собрать хорошую команду архитекторов и дать ей полномочия. У нас, в России, было много случаев, когда в город приглашали какого-то известного иностранного специалиста. Но им был нужен не он, а какой-то свадебный генерал, который будет сидеть за столом... Сам Ян ГЕЙЛ не вылезает из нашего города... Но вопрос не в этом. Специалисты есть и в вашем городе. Дело в том, насколько чиновник не будет мешать таким людям. Это лучшее, что он может сделать.
И наконец, про гордость алматинских властей - улицу Панфилова.
- Хорошо, что она есть. Но как она выглядит... Было бы круто, если бы она появилась лет 30 назад, - оценил Варламов, который успел прогуляться по нашей пешеходке. - Многое выглядит случайным. Я не смог понять, по какому принципу высажены деревья и расставлены фонари. Насчитал столько видов лавочек, что объявил конкурс в Интернете по этому поводу. Там большие проблемы со стилистикой...
И так далее... Но не всегда предметно и по пунктам - все больше общими фразами. Видимо, конкретику Варламов приберег для постов.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть