3415

Следующая остановка - прокуратура

Так и не дождавшись реальной помощи от новоиспеченного акима Шымкента Нурлана САУРАНБАЕВА, городские пассажироперевозчики обратились в местный филиал Нацпалаты предпринимателей (НПП “Атамекен”). Там ситуацию изучили, схватились за голову и срочно собрали на днях большой совет по противодействию коррупции. Руководитель отдела общественного транспорта и автодорог Шымкента Куат ЖУМАТАЕВ (на снимке), отвечая на неудобные вопросы и подозрения в коррупции, вертелся там как карась на сковородке. Однако выйти красиво из сложного положения чиновнику так и не удалось. Судя по решимости членов совета в скором времени Жуматаева, его патронов и подчиненных ждут тяжелые деньки.

О том, что система общественного транспорта Шымкента несется в пропасть, южане (а благодаря “Времени” и другие казахстанцы) знают давно (см. “Ссылки по теме”). Трясясь в загаженном салоне, жители и гости Шымкента клянут “зажравшихся” автобусников и чиновников. Чиновники вешают всех собак на перевозчиков. Перевозчики винят чиновников. Круг замыкается. Долгие годы казалось, что все махнули рукой на этот бардак. Ан нет! И теперь в дело впрягаются силовики!
Члены совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП разглядели признаки коррупции в том, что некоторые транспортные компании пользуются приоритетным правом на обслуживание городских маршрутов. Под подозрение попала Green Bus servise, которая, по утверждению других перевозчиков и представителей палаты предпринимателей, не имея ни одного собственного автобуса, неизменно получает право на перевозку пассажиров. При этом везунчики порой якобы даже не принимают участия в тендерах! Часть маршрутов этой фирме как дочернему предприятию отдает компания Grin Bus.
- Городской отдел транспорта забрал у меня маршрут за то, что я якобы нарушил регулярность. Отдал его Grin Bus, аргументируя, что у него новые автобусы. Но ведь и у меня были новые машины! - не стал молчать хозяин ТОО “Санжар моторс” Еликбай ТОКБЕРГЕНОВ. - После этого Grin Bus передал этот маршрут Green Bus servise. Сейчас там ездит автохлам, собранный “сервисом” со всего города. Эта компания растет как мыльный пузырь! У кого находят нарушения - его маршрут отдают Green Bus servise, чей контракт заканчивается - маршрут передают Green Bus servise. У нас малейшую ошибку выявят - тут же рвут контракт, а на этот Green Bus servise жалобы постоянно идут от пассажиров, от перевозчиков, а им хоть бы хны, везде зеленый свет!
- Интересно у вас получается, - обратился к хозяину шымкентских дорог Куату Жуматаеву председатель совета НПП Мелис СЕЙТ­ЖАНОВ. - У людей есть фирмы, базы, транспорт, работают уже 20 лет и не могут получить маршруты, а Green Bus servise вчера появился, имеет лишь свидетельство о регистрации и печать, а маршруты гребет один за другим. На каком основании вы забираете у людей маршруты, отдаете Green Bus servise? Кто там хозяин? Какие у вас интересы? Надо разобраться досконально с этим и с тем, как вы вообще маршруты распределяете! Везде госзакуп через электронный портал идет - только вы на бумаге проводите. Это неспроста!
Отвечая на поставленные вопросы, Жуматаев пытался увести разговор в другое русло, переводя стрелки на другие компании, ссылаясь на установки республиканского комитета транспорта, на письма, отправленные в Астану прежним акимом Шымкента Габидуллой АБДРАХИМОВЫМ, но так и не рассмотренные... Но члены совета быстро возвращали чиновника к повестке. Среди прочих прозвучал вопрос о перекроенных горотделом транспорта на свой лад типовых договорах с перевозчиками, а также о навязывании всем пассажироперевозчикам услуг частной диспетчерской службы. Согласно данным палаты предпринимателей эта служба принадлежала государству, а пару лет назад была продана Азамату ЖУМАДИЛОВУ. Участников курултая заинтересовало, кто этот человек, на каком основании он снимает сливки с перевозчиков и кто за ним стоит.
Жуматаев эти вопросы проигнорировал. Зато вместо него с удовольствием ответил директор ТОО “КиУ” Утебай ТОЙБОЛОВ:
- До покупки диспетчерской Жумадилов работал в ЖКХ горакимата. После увольнения из ЖКХ он вместе с коллегой и другом Жуматаевым выиграл конкурс на покупку этой службы. Директором поставили братишку Жумадилова. Сейчас жумадиловские ходят по маршрутам, составляют акты о нарушениях, а жуматаевские на основании этих актов расторгают с нами контракты!
- Выходит, 30 человек из диспетчерской службы болтаются по городу, выискивают нарушения, отбирают у людей маршрут и потом, возможно, отдают их Green Bus servise или еще кому, - предположил алгоритм действий экс-начальник департамента Комитета нацбезопасности по Южному Казахстану, а ныне член предпринимательского совета Владимир НАКИСБАЕВ. - В чьих интересах они это делают?.. В справке палаты предпринимателей значится о “принудительном заключении” договоров (с диспетчерской службой. - З. М.). Вы понимаете, чем слово “принудительно” пахнет?! Сейчас перевозчики напишут заявление, и начнется уголовное преследование в отношении этих лиц!
Лишь один член совета оказался благосклонным к начальнику горотдела транспорта: когда речь зашла о фотосессии ресторанных посиделок Жуматаева с директором диспетчерской службы, словечко замолвил Кайыпбек КАМБАРОВ:
- Давайте не будем заходить так далеко. Каждый человек имеет право сидеть в компании с кем хочет и где хочет.
Однако у замруководителя департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по ЮКО Ганижана АСАНУЛЫ иное мнение. Профессиональный юрист напомнил, что взятка - это не только деньги, но и предоставление-получение нематериальных услуг и благ.
- Надо посмотреть, в каких фирмах работают родственники и близкие друзья Жуматаева, - пришел к заключению член совета предпринимателей, руководитель шымкентского филиала партии “Нур Отан” Умерзак МЕЛДЕХАНОВ. - Оттуда надо раскручивать клубок. Тогда многое станет ясно. Наши люди привыкли ругать транспортников за высокие цены за проезд, за разбитые автобусы. Откуда будут хорошие автобусы, приемлемые цены и вышколенные водители с кондукторами, когда одних зажимают, не дают денег заработать, даже на погашение кредитов на покупку автобусов? А другим создают тепличные условия! От них ничего не требуется. Нужны просто название фирмы и “крыша”. Этих недобросовестных перевозчиков и их покровителей мы найдем и передадим их дела в прокуратуру и финпол!
Вряд ли партиец имел в виду заместителя акима Шымкента Кайрата НУРТАЯ, курирующего работу отдела транспорта. Хотя его имя упоминалось участниками собрания. К слову, Кайрат Рзакович пришел на совет, но заходить в зал, где шло заседание, почему-то не стал… А дождавшись окончания встречи, имел беседу с представителем Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции. О чем они “шептались”, осталось тайной.
Зато точно известно, что прошедшее заседание станет началом большого разбирательства. По рекомендации предпринимательского совета местные прокуратура и департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции проведут полную ревизию в городском отделе транспорта. А это значит, что транспортная война в Шымкенте вышла на новый уровень.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора и с интернет-ресурсов, Шымкент

Ссылки по теме:
Антиобщественный транспорт”, “Время” от 20.10.2016 г.
Аким без понтов - беспонтовый аким”, “Время” от 23.10.2017 г.
Половинчатые мэры”, Время от 26.12.2017 г.
Рулевые игры”, “Время” от 23.1.2018 г.

Поделиться
Класснуть