5424

Отдых - в трубу

В Жамбылской области назревает очередной скандал. Если уголовное дело, которое сейчас возбуждено в отношении гражданки другого государства, на протяжении многих лет беззастенчиво пользующейся казахстанскими недрами и изощренно обманывающей граждан нашей страны, дойдет до суда, то неизбежно встанет вопрос: а куда смотрели местные органы?

Пенсионеры из городской ветеранской организации вот уже семь лет пишут обращения и заявления во всевозможные инстанции, требуя вернуть из частной в коммунальную собственность санаторий имени Турара Рыскулова, который, как считают пожилые люди, был незаконно приватизирован. Теперь же казахстанским добром завладела иностранка.
Но не это страшно. Удручает, что свой бизнес гражданка России Флюра ХАФИЗОВА построила на беззаконии и обмане. Так считает председатель ветеранской ячейки таразского городского совета ветеранов Жаксылык ДОСАЕВ, и того же мнения придерживаются его товарищи. Но о приватизации чуть позже. Сначала поговорим о бизнесе.

Итак, жара, июль, пик курортного сезона. Вы ищете, где бы отдохнуть спокойно и с пользой для тела. Ведете поиск в Интернете. И вдруг натыкаетесь на сайт санатория имени Турара Рыскулова. “Жемчужина Жамбылской области” - бьет в глаза крупный, белый на черном заголовок. Под ним многозначительное “Живая вода - живое лекарство!”. Особенно будоражит воображение сообщение о том, что (дословная цитата) “самым ценным, уникальным, что может предложить санаторий, является природная минеральная вода из единственного источника в Казахстане, в составе которой содержатся йод, бром, фтор, марганец. Значительно увеличивают значимость воды хром, медь, молибден, стронций, серебро, цинк, кремниевая кислота. Все это позволяет использовать ее для лечения множества болезней”.
Надо же! Просто дух захватывает. Дальше перечисляются болезни, которые исцеляет эта “живая вода” из “единственного источника”: заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни органов дыхания, органов пищеварения, мочеполовой сферы, а еще опорно-двигательного аппарата, нервной системы, кожные…
И вот вы спешно пакуете чемодан, добираетесь до Тараза и его жемчужины - санатория им. Турара Рыскулова, взбегаете в нетерпении по ступенькам: дайте, дайте мне эту чудодейственную воду! А вам отвечают: извините, но воды у нас сейчас нет. Непредвиденное обстоятельство - насос сломался. Можем предложить скипидарные ванны. Они тоже очень целебные…
Вам нравится такая перспектива?
- Просто дурят людей, - вздыхает Жаксылык Досаев. - Эту байку про сломанный насос здесь рассказывают всем отдыхающим, задающим неудобный вопрос про воду. На самом деле воды в санатории нет не от того, что что-то там сломалось, а потому, что использование воды из скважины фактически запрещено судом, и не одним. Тем не менее рек­лама суперводы не прекращается - а иначе чем еще завлечь отдыхающих? Не заплесневелыми же стенами и доисторической мебелью…
В доказательство правоты своих слов Жаксылык Досаев и его соратник Мергенбай ЕЛЬДИСПАЕВ пригласили нас, журналистов, посетить санаторий и увидеть все собственными глазами.
С виду это обычный санаторий советского образца. Перед фасадом - фонтанчик, цветочки. Следуем за ветеранами внутрь. Картина уже не столь благостная: какое-то все старое, замшелое, следы обвалившейся штукатурки, давно отслужившая свой век ковровая дорожка… Поднимаемся на третий этаж, а там… как после бомбежки. Разве можно эксплуатировать здание с таким этажом?!
И тут наконец мы встретили отдыхающих - уже на другом этаже. Пенсионер Болат АХМЕТОВ и главный специалист обкома профсоюзов работников образования Алматинской области Еркин КОЙЧУБАЕВ прибыли из Талдыкоргана.
- Давно приехали? На сколько дней? Как отдыхаете? - засыпали мы вопросами наших собеседников.
- Сегодня заехали. Десяти­дневную путевку взяли за 80 тысяч тенге. Но… что-то никак не можем понять, что здесь за отдых, - уклончиво ответил пенсионер.
- А я сильно разочарован, - не стал деликатничать профсоюзный лидер. - Во-первых, нам сказали, что минеральной воды, из-за которой, собственно, мы сюда ехали, нет и не предвидится. Что-то там у них сломалось…
- Насос, наверное?
- Да, кажется, насос. Или скважина не работает. То есть пройти курс лечения, на который мы рассчитывали, не получится.
- Ну тогда просто отдыхайте. Наслаждайтесь комфортом.
- Комфортом - громко сказано. Сервис примитивнейший.
Талдыкорганцы пригласили в свой номер оценить условия. Да, назвать полулюксом эту крохотную комнатушку можно с большой натяжкой.
С питанием оказалось еще хуже.

- Суп абсолютно невкусный, - жалуется Еркин Койчубаев. - На второе якобы бешбармак - голимое тесто и два маленьких кусочка мяса. Одним словом, вместо отдыха - сплошные проблемы. Скажу честно: мне уже домой охота.
В вестибюле нас уже поджидала Галия БОРАНБАЕВА из села Умбеталы. Женщина захотела показать нам внутренний двор санатория, куда выходил ее балкон. Это пустырь, заросший сухой травой и колючками. Кругом куски асфальта, бутылки, окурки и битое стекло.
- За все десять дней врач один раз только посмотрела - при поступлении, назначила какие-то ванны. А что за ванны, может, мне их и нельзя принимать с моими болячками? - сокрушается женщина.
Разумеется, захотелось найти объяснение всему тому, что я увидела и услышала, и особенно истории с водой от всех болезней, чудесным образом испарившейся. Директор ТОО “Санаторий имени Турара Рыскулова” Флюра Хафизова тоже оказалась не прочь пообщаться с прессой, хотя предшествующий моему визит журналистов местного телеканала закончился для них плачевно: им немножко намяли бока и пригрозили миллионным иском, в случае если посмеют показать отснятый сюжет.
Разговор мы начали с прелестей третьего этажа. Оказалось, что ремонт не на третьем, а на четвертом (что, еще и четвертый разбомбленный?!), и делать его, по словам директора, “нет возможностей”. И вот такой примерно диалог у нас пошел дальше.
- С 2011 года у нас не прекращаются проверки по заявлениям оппонентов санатория. Таким образом у нас отбивают клиентов. А нет клиентов - нет поступлений, поэтому мы не можем произвести ремонт.

- А почему отдыхающим не предоставляется ваша главная рекламируемая услуга - целебная минеральная вода?
- Потому что на нас все время подают в суд, вследствие чего скважину закрывают.
- Насколько мне известно, скважину закрывают из-за того, что у вас нет контракта на добычу минеральной воды. А почему бы вам его не заключить?
- Неужели вы думаете, что мы тут сидим и не пытаемся получить разрешение на использование этой воды?
Далее последовала история о том, как с 2010 года и по сегодняшний день она, Флюра Хафизова, куда только ни обращалась: и в акимат Жамбылской области, и в Шу-Таласскую бассейновую инспекцию, и в Министерство по инвестициям и развитию… - и таки добилась заключения контракта. Но специализированный межрайонный экономический суд Жамбылской области (последний раз это было в 2017 году) признал его недействительным.
- Я правильно поняла, что минеральной воды у вас сейчас нет?
- Воды нет.
- Но реклама-то идет! Люди верят рекламе и едут сюда из всех уголков Казахстана, чтобы полечиться водой!
- А где вы видели рекламу? Мы приглашаем на оздоровление!
- Но люди же к вам едут специально из-за воды!
- Но они могут и уехать, раз воды нет.
- Хорошо, а тогда что за воду пьют ваши отдыхающие - я смотрю: они все с графинчиками ходят.
- Эту воду мы привозим. Откуда? Я вам не скажу. Это наша коммерческая тайна (!!! - Г. В.)
Теперь нам оставалось посетить ту самую скважину № 8796. И тут выяснилось, что она находится в нескольких километрах от санатория! А какое она вообще имеет отношение к нему?
- Абсолютно никакого! - поясняет Жаксылык Досаев. - Более того, и сам санаторий имеет весьма призрачное отношение к его директору Хафизовой. Я знаю, о чем говорю, ведь я его строил с первого колышка еще в 1973 году. И знаю, как он достался семье БЕКБАУОВЫХ после манипуляций с долями акционеров: сначала отцу, ныне покойному, потом его сыну Бахытжану БЕКБАУОВУ, а после того как тот сел за хищение (кстати, заявление на него написала его единокровная сестра Флюра Хафизова!), собственность перешла в руки Флюры. Но все это, мы считаем, было проведено незаконно, и я готов доказать это документами. В 1999 году нас, ветеранов, настаивающих на возвращении санатория государству, поддержал бывший прокурор области Кабдулла ТУЛЕГЕНОВ, но его иск почему-то остался без рассмотрения. Причем рассматривал судья, которого потом посадили за махинации с квартирами. А сейчас Флюра Хафизова проводит такие же манипуляции с водой: она либо использует ее без разрешения, либо, когда судисполнители опечатывают скважину, заманивает ею доверчивых граждан, которые в результате остаются с носом.
И еще. На протяжении десяти лет иностранная гражданка совершает административные нарушения, за что не раз приостанавливалась работа санатория. И сейчас на нее возбуждено уже не административное, а уголовное дело по статье 344 УК РК “самовольное пользование недрами”. И хоть бы хны! Как пользовалась, так и пользуется.
Тут мы как раз подъехали к скважине. И что же? Печать оказалась сорвана! Прямо чудеса в решете.
Кстати, на следующий день мне позвонил отдыхающий Еркин Койчубаев, он был сильно расстроен:
- Представляете, нам объявили, что завтра весь день не будет ни воды, ни света, и предложили запастись баклажками, чтобы смывать в туалете! А где же их взять, баклажки? Нет, я, наверное, здесь не выдержу…

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть

Свежее