3105

Почувствуйте разницу!

Если сравнить введение дифтарифов в общественном транспорте Алматы и Астаны, то так и напрашивается расхожая пословица о том, кто на чьих ошибках учится

В столице введение дифференцированного тарифа на проезд в общественном транспорте обошлось без скандалов: за две с половиной недели - ни единой драки, порчи валидатора и ни одного опоздания пассажиров на работу. Тем не менее, как выяснил корреспондент “Времени”, и в Астане есть активные противники электронной системы оплаты проезда (ЭСОП) в общественных автобусах, но действуют они почти подпольно. Бывшие кондукторы пытаются посеять слухи и панику, а недовольные пассажиры предлагают для расплаты за проезд наличкой исключительно крупную купюру, чтобы у водителя не нашлось сдачи.

По данным оператора ЭСОП - компании “Astana LRT”, сегодня в Астане уже 90 процентов всех пассажиров оплачивают проезд в ОТ через терминалы по электронным карточкам, хотя в начале лета их было всего 36 процентов. Оно и немудрено, выгода очевидна: 90 тенге за проезд транспортной картой в отличие от 180 тенге при наличном расчете, а также одна бесплатная пересадка в течение часа. С момента запуска дифтарифа, с 21 июля, по сегодняшний день продано 160 тысяч транспортных карточек. В транспортной компании ожидают, что доля пассажиров, пользующихся е-картами, увеличится к осени до 98 процентов.
Кроме того, мотивацию подняли и фирмам-перевозчикам: теперь акимат субсидирует их исходя прежде всего из количества перевезенных “карточных” пассажиров - субсидий за пассажиров-”наличников” нет. Поэтому даже в автобусах действуют точки продаж транспортных карт, количество покупок достигает 2000 в день.
Если в Алматы введение дифтарифа в ОТ стало причиной нескольких, пусть и не слишком громких, скандалов с нецензурной лексикой и кулаками, то в Астане обошлось без этих эксцессов.
- За две с половиной недели после введения дифтарифа только 10 человек наотрез отказались платить и выходить из автобуса. Их сопроводили в опорный пункт полиции. Мы не делаем отличий: пенсионер ли, женщина ли - все должны платить за проезд. Но конфликтных ситуаций, как это было в Алматы, у нас не было: ни одной драки, ни одного поломанного валидатора - у нас оказались дисциплинированные пассажиры, - с удовлетворением констатирует директор департамента по связям с общественностью ТОО “Astana LRT” Науат АЗАНБАЕВА.
Зато в астанинских автобусах настоящий подпольный саботаж системы безналичного расчета ведут бывшие кондукторы, упраздненные с введением дифтарифа. Их перевели в новую должность консультантов-помощников с прежней зарплатой, и делать “левые” деньги у них теперь не получается (хотя, несомненно, есть и исключения). В их обязанность сейчас входит только информирование граждан, обилечивать пассажиров они не имеют права.

- Идет саботаж кондукторов, - признается директор департамента платежных систем ТОО “Astana LRT” Даурен НУРАЛИЕВ. - Им невыгодна электронная оплата проезда. Раньше все деньги были у них на руках, и что-то они присваивали себе. Сейчас это сделать никаким образом нельзя Вот они и распространяют слухи, что, мол, бесплатные пересадки не работают, что вместо 90 тенге с транспортных карт снимается 180 тенге... Потом люди жалуются в соцсетях и контакт-центрах, ссылаясь на консультантов в автобусах. Нам приходится все в который раз опровергать! Естественно, мы проводим с консультантами инструктаж, но никто не признается в своих деструктивных действиях.
Остальные проблемы бытового характера: пассажиры ОТ в Астане продолжают ломиться в салоны автобусов со всех сторон, несмотря на расклеенные объявления и охрипшие призывы консультантов: “Пассажир заходит в передние двери, выходит через все остальные”. Кроме того, на каждой остановке не обходится без столпотворения в водительской части автобуса: пока пассажиры достанут из сумок и кошельков транспортную карту и проведут по е-терминалу либо расплатятся наличкой и получат сдачу... В транспортной компании призывают астанчан и гостей столицы готовить карты и тенговую мелочь к оплате заранее.
Есть и категория хитрых пассажиров, которые специально предлагают для оплаты крупную купюру в надежде, что у водителя не найдется сдачи, и тогда можно запросто прокатиться зайцем. Правда, далеко не всегда такой хитростью проймешь сотрудников транспортного контроля, которые неустанно ловят “леваков” вместе с представителем местной полицейской службы. И тут же в салоне ОТ выписывают штрафы: 2 МРП зайцу за безбилетный проезд и 5 МРП - консультантам за такой же провоз.
- Со дня введения дифтарифа мы выявили 510 пассажиров, уклонившихся от оплата проезда в общественном транспорте, им наложили штраф на общую сумму 2 млн. 453 тыс. тенге. А раньше мы за год всего только 20 зайцев ловили. В этом, кстати, наше отличие от контроля системы оплаты проезда в ОТ в Алматы: их рейды не сопровождали полицейские, в присутствии которых преступать закон пассажиры стесняются, - резонно замечает Науат Азанбаева.
Еще одной причиной относительно безболезненного внедрения дифтарифа в Астане называют выбор сезона: июль - спокойная пора отпусков, каникул и наименьшего пассажиропотока. За два месяца - к 1 сентября - каждый в Астане уже будет знать, откуда заходить и выходить из автобуса, как пополнять е-карты, уверенно отмечают в транспортной фирме. В Алматы же, напомним, дифтариф в ОТ (80 тенге по карте, 150 тенге - наличкой) ввели с 1 августа (прошлого года). Кроме того, если в южной столице “Оњай!” ворвался в жизнь алматинцев довольно стремительно, в течение пары-тройки месяцев и сразу на всех городских маршрутах, то в Астане население готовили многие месяцы, и первые е-терминалы появились далеко не во всех автобусах.

Тогжан ГАНИ, фото с интернет-ресурсов, Астана

Поделиться
Класснуть