3716

Имитация децентрализации

Во вторник официально завершилось публичное обсуждение поправок в законодательство по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел. На момент подготовки этого материала законопроект на сайте open.egov.kz просмотрели всего 45 человек, причем никто из них никак не прокомментировал предлагаемые изменения. А между тем в этом документе есть моменты, которые могут иметь далеко идущие последствия. К таковым, в частности, относится предложение доверить право назначения начальников региональных ДВД местным акимам из кандидатов, которых предложит МВД. Таким образом, общество стоит на пороге очередных реформ в правоохранительной системе.

Мы уже рассказывали, как от дисбаланса жесткой вертикали правоохранительной власти в Алматы поперла вверх кривая правонарушений и пополз вниз график раскрываемости преступлений, подотчетных местной полицейской службе - МПС (см. “Реформа из трёх букв”, “Время” от 29.5.2017 г.). Тогда же мы рассказали и о том, как руководство этой самой службы под предлогом якобы отсутствия подходящего помещения избегает отчета перед общественным советом южной столицы. Кстати, “муниципалы” так и не отчитались до сих пор! По последним данным, это может произойти 11 августа. Но у нас уже были случаи, когда намеченную встречу с общественниками неожиданно отменяли за день-два до мероприятия.
Но, несмотря на массу скандалов, когда даже депутаты мажилиса не могли в обычном порядке добиться защиты своих прав в райотделах полиции (как это было в случае с Ириной СМИРНОВОЙ), а целого начальника управления внутренних дел уводили в наручниках то ли за создание, то ли за участие в ОПГ (как это случилось с главой Ауэзовского РУВД
Алматы Бахытом КАСАБЕКОВЫМ), преамбула документа содержит прямо-таки научно-фантастические строки: “Созданная местная полицейская служба укрепила доверие граждан к правоохранительному органу”!
Напомним, что руководителей недавно созданных МПС назначают акимы. И теперь, получается, этот опыт собираются поднять на уровень областных департаментов внутренних дел. Законопроектом, подготовленным МВД, предлагается, чтобы руководителя ДВД области, города республиканского значения (то бишь Астаны и Алматы) назначали акимы (причем без согласования с депутатами маслихатов!) по представлению министра внутренних дел. А еще - чтобы в названиях этих департаментов вместо сочетания “внутренних дел” значилось только одно слово - “полиции”. То есть в случае принятия законопроекта у нас будут уже не ДВД, а ДП. Но насколько эти новшества целесообразны в наших условиях?
На наш, конечно же, непрофессиональный взгляд, МВД стремится поскорее откреститься от ответственности за провалы в работе на местах, перевалив все на акиматы. И судя по всему, это нововведение будет поддержано исполнительными органами, так как редко какой аким не пожелает иметь подотчетного себе (хотя бы в момент назначения на должность) руководителя полиции с взаимной выгодой. Акимы получат послушных полицейских, а полицейские - перспективы “светлого будущего”, так как должности руководителей департаментов генеральские. Полковники, их занявшие, уже через полгода службы смогут претендовать на получение погон с большими звездами.
Правда, в концепции законопроекта есть засада для якобы подот­четных местной власти полицейских руководителей: освобождать их от должности будет не аким, а... министр внутренних дел. Видимо, чтобы помнили, кто их породил...
В законопроекте перечислены все основания для увольнения глав ДП, и там нет ни одного слова про полномочия акима в этом щепетильном вопросе. В частности, кроме состояния здоровья и собственного желания, все остальные причины для освобождения от должности будут зависеть от Астаны: например, шефа регионального департамента полиции можно уволить по решению коллегии или оперативного совещания в МВД, на основании решения аттестационной или дисциплинарной комиссии, которые опять же назначаются министерством. Таким образом, над начальником ДП постоянно будет висеть министерский дамоклов меч.
Если этот проект поправок будет все-таки принят в исключительно предложенном виде, то аким получит право один раз в год заслушивать отчет “своего назначенца” - и не больше. Вот как это оговаривается в концепции: “С принятием законопроекта будет законодательно закреплена подот­четность руководителей органов внутренних дел областей, городов Астаны и Алматы местным исполнительным органам с сохранением права за акимами ставить перед полицией задачи по охране общественного порядка и профилактики правонарушений”.
Сам проект поправок подается - видимо, в расчете на инертность и непросвещенность гражданского общества - под соусом реализации национального плана “100 конкретных шагов”. Разработчики ссылаются на 30-й шаг, в котором, если глянуть в первоисточник, вообще ничего подобного не прописывалось. Напомним парламентариям, которым, возможно, уже осенью предстоит обсуждать этот законопроект, как прописан 30-й шаг: “Создание местной полицейской службы, подотчетной местным исполнительным органам и местному сообществу. Компетенция местной полицейской службы: вопросы охраны общественного порядка, противодействия бытовой преступности, дорожно-патрульная служба, “нулевая” терпимость к мелким правонарушениям. Сотрудники дорожно-патрульной полиции будут обеспечены видеорегистраторами, которые зафиксируют все, что сотрудник полиции делает в течение патрульной смены”.
Еще раз отметим, что МПС уже действует год и восемь месяцев, а кое-где даже уже фиксирует свою деятельность на видеокамеры. Или МВД ссылается на что-то такое, что написано в упомянутом шаге между строк?

Юрист Сергей ЗЛОТНИКОВ (на снимке) по поводу нового законопроекта говорит, что у исполнительной власти давно пора отнять законодательную инициативу. Так как все, что рождается в недрах министерств и ведомств, направлено, по его мнению, прежде всего на облегчение жизни этих самых министерств и ведомств, а не для общественного блага. Более того, самыми закрытыми для населения в нашей стране уже давно являются госорганы с двойным подчинением, к которым в случае принятия этих поправок будут отнесены и региональные подразделения МВД - департаменты полиции.
- Попробуйте добиться сейчас хоть чего-то от управлений образования и здравоохранения, которые подчиняются как акиматам, так и профильным министерствам! Они зачастую кивают то на одно, то на другое руководство и ничего не делают для решения проблем. Сейчас мы получим точно такую же полицию, - считает Злотников. - У нас вся беда реформ в том, что, ссылаясь на западный опыт, что-то переносят не в целом, а фрагментарно. Полиция, подчиненная акимату? Пожалуйста! Но тогда уж полностью перенесите на казахскую землю всю систему гос­управления США вместе с избираемыми акимами городов! Иначе мы получим коррупционный клубок, как уже было в Атырауской области (кто не помнит дело братьев Рыскалиевых?), ведь аким будет назначать удобного ему полицейского босса, который никогда не заведет на него уголовное дело.
По мнению Злотникова, проблемы в деятельности правоохранительной системы не из-за того, что раньше начальник ДВД не назначался акимом, а из-за текучки кадров и отсутствия профессионалов.
- У нас больше всего уличной и бытовой преступности. А в каком департаменте есть специалист по расследованию, например, краж автомобильных зеркал? Я 20 лет живу по одному адресу и ни разу не видел своего участкового. Отсюда все проблемы правоохранной деятельности, - полагает наш эксперт.
Примечательно, что в концепции обывателям ясно дается понять, что наше МВД считает опыт децентрализации полицейской системы неприемлемым для нас, приводя примеры, как это все провалилось в Польше и Грузии. Но зачем тогда заниматься имитацией этой самой децентрализации?

Игорь НЕВОЛИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть