7408

Как аукнулось, так и откликнулось?

Американская холдинговая компания The Bank of New York Mellon через суд заморозила активы Национального фонда Казахстана на сумму 22,6 млрд. долларов. Поводом для этого послужила судебная тяжба между правительством нашей страны и группой компаний, принадлежащих молдавскому олигарху Анатолу СТАТИ (на снимке).

Спор между нашей страной и молдавским миллиардером длится уже много лет. В 1990-х годах в Казахстане были зарегистрированы ТОО “Казполмунай” и ТОО “Толкыннефтегаз”, которые являлись “дочками” принадлежащей семье Стати нефтяной компании Tristan Oil. Занимались они разработкой нефтегазовых месторождений Толкын и Боранколь в Мангистауской области, кроме того, “Толкыннефтегаз” финансировал строительство Боранкольского газоперерабатывающего завода. Стоимость проекта составляла 176,5 млн. долларов, из которых 156,2 млн. были в него вложены.

Однако в 2008 году финансовая полиция возбудила в отношении руководителей “Казполмуная” и “Толкыннефтегаза” уголовное дело по факту незаконного предпринимательства - по версии следствия, молдаване эксплуатировали магистральные трубопроводы без лицензии и тем самым извлекли незаконный доход на сумму более 21 млрд. тенге (около 147 млн. долларов по курсу 2008 года). Пока шло следствие, трое из четырех фигурировавших в деле топ-менеджеров компаний успели скрыться, а вот генеральный директор “Казполмуная” Сергей КОРНЕГРУЦА пошел под суд и был приговорен к четырем годам лишения свободы с конфискацией имущества. Бизнесмен отсидел часть срока в колонии общего режима, в 2010 году его перевели в колонию-поселение УГ-157/10 в Атырау.
И тут началось самое интересное. 26 августа комиссия учреждения рассмотрела ходатайство Корнегруцы об условно-досрочном освобождении и приняла решение о его удовлетворении. В тот же день оно было направлено для проверки законности в прокуратуру, которая в свою очередь направила его в Атырауский горсуд № 2. Суд ходатайство об УДО удовлетворил, и уже на следующий день Сергей Корнегруца сел в самолет и улетел в Алматы, оттуда - в Стамбул и далее - в Кишинев. Причем улететь он умудрился без паспорта, который остался в департаменте КУИС.
Тем временем прокуратура спохватилась: по приговору суда бизнесмен должен был возместить причиненный государству ущерб в размере 21 млрд. тенге, который он, естественно, не выплатил. Надзорный орган внес протест на решение Атырауского горсуда № 2, но было поздно - Корнегруцы в стране уже не было.
Чтобы скрыть свою ошибку (отпускать заключенного можно было лишь по вступившему в силу решению суда), сотрудники колонии-поселения привезли на заседание апелляционной коллегии Атырауского облсуда другого заключенного, и суд, не заметив подмены, отменил решение об УДО.
Афера вскрылась лишь спустя месяц, после чего в отношении руководства колонии УГ-157/10 и департамента КУИС было возбуждено уголовное дело. В мае 2011 года начальник учреждения Берик ИСМАГАМБЕТОВ и его подчиненный Айдын МЕНДИГАЛИЕВ были приговорены к трем годам лишения свободы каждый, начальник департамента КУИС по Атырауской области Марат ДАУЛЕТОВ получил два года колонии общего режима.
Возвращаясь к уголовному делу против топ-менеджеров “Казполмуная” и “Толкыннефтегаза”, отметим, что в ходе расследования контракты этих компаний на недропользование были заморожены, а позже по решению правительства и вовсе расторгнуты. Кроме того, был аннулирован контракт на строительство Боранкольского газоперерабатывающего завода, который был передан в управление АО “Казмунайгаз”, которое в лице своей дочерней компании “Бейнеумунайгаз” также получило в доверительное управление контрактные территории Боранколь и Толкын.
Анатол Стати тогда назвал это банальным рейдерством, заявив, что за всем стоит (тогдашний) президент Молдовы Владимир ВОРОНИН, заинтересованный в зависимости страны от российского газа. В 2010 году семья Стати обратилась в Международный арбитражный суд в Стокгольме с требованием вернуть вложенные инвестиции с процентами на общую сумму порядка 1,5 млрд. долларов. В 2013 году арбитражный суд вынес решение в пользу Стати, признав, что наша страна нарушила договор к Энергетической хартии, ущемив права иностранного инвестора, и обязал Казахстан выплатить пострадавшей стороне 506 млн. долларов и проценты. В декабре 2016 года апелляционный суд, куда наши власти обратились с апелляционной жалобой, оставил это решение в силе.
Но Казахстан сдаваться не собирался. В октябре этого года Министерство юстиции сообщило, что Казахстан подал в окружной суд Вашингтона иск против Анатола Стати и его сына Габриэля, а также их двух компаний - Ascom Group S.A. и Terra Raf Trans Traiding Ltd.
“Иск направлен на возмещение убытков и взыскание ущерба, вытекающих из сложной и широкомасштабной преступной схемы мошенничества, совершенной Стати через группу лиц и корпоративных структур, - сообщил Мин­юст. - Также республика ходатайствует о применении судебного запрета против Стати. Стати обвиняется в завышении стоимости газоперерабатывающего завода (ГПЗ) в Казахстане через серию сделок с нераскрытыми связанными сторонами и представлении подложных финансовых отчетов. Стати использовали эти сфальсифицированные расходы и финансовые отчеты для получения предложения от казахстанской нефтегазовой компании по этому ГПЗ”.
Тем временем семейство Стати, отстаивая свои интересы, обратилось в судебные органы США, Швеции, Нидерландов и Люксембурга. Как сообщили СМИ, суд Амстердама разрешил наложить арест на средства Национального фонда Казахстана, переданные в управление голландской компании. Кроме того, были заблокированы акции правительства Казахстана в десятках шведских компаний. И вот теперь блокированы средства Нацфонда в США на сумму 22,6 млрд. долларов - при том, что общий объем Нацфонда сейчас составляет примерно 56,2 млрд. долларов.
В связи с этим Нацбанк Казах­стана подал в суд на The Bank of New York Mellon, однако в минувший четверг, как сообщило агентство Reuters, в удовлетворении жалобы нашей стране было отказано.

Мадина АИМБЕТОВА, фото с сайтов newsonline24.com.ua и post-qazette.com, Алматы

Комментарии в тему

Дело ясное, что дело тёмное

Вчера наши корреспонденты пытались получить комментарии в госструктурах в связи с арестом средств Нацфонда Казахстана.

- Нацбанк не может комментировать эту ситуацию, пока не будет вынесено окончательное решение, - сказал вчера “Времени” начальник отдела внешних коммуникаций Нацбанка Данияр СУТЖАНОВ.
Дело в том, что Нацбанк Казах­стана подал иск против BNY Mellon. Лондонский суд должен был вынести решение вчера, но с учетом разницы в часовых поясах казах­станцы узнают о нем позднее.
Между тем некоторые депутаты уверены, что Казахстан отвоюет кровные запасы будущих поколений, и убеждают казахстанцев не паниковать.
- Насколько я знаю, этот молдавский бизнесмен предъявляет иск Казахстану на 500 млн. долларов (на самом деле - 4 млрд. долл. - Т. Г.), но за них замораживать 22 млрд. долларов американская сторона тоже не должна! Казах­стан судится с ним (со Стати) давно, многие инстанции мы выиграли, где-то проигрывали. Я думаю, что конечную точку в этом вопросе ставить еще рано. Поэтому Казахстан так просто эти 22 млрд. долларов не отдаст! И так не может быть, чтобы за раз мы перед великой и могучей Америкой прогнулись! - возмущался мажилисмен Омархан ОКСИКБАЕВ.
Мажилисмен Азат ПЕРУАШЕВ тоже возмущен тем, что деньги будущих поколений подвергаются таким рискам:
- Для нас представляет большой вопрос, каким образом такая гигантская сумма - 22 млрд. долларов - оказалась вложенной в один банк?! С точки зрения управления рисками никогда деньги не помещаются в одну корзину! Но то, что держателем такой большой части Нацфонда оказался один зарубежный банк, действительно вызывает вопросы. Если в ближайшее время от уполномоченного органа в лице Нацбанка не поступит разъяснений, я готов сделать соответствующий запрос!
По его словам, средства Нацфонда вообще не должны выступать гарантом по обязательствам частных компаний.

Тогжан ГАНИ, Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее