11975

Наш милый доктор

Старые лица нового правительства: Салидат Каирбекова

Недавний апгрейд Салидат КАИРБЕКОВОЙ в должности министра здравоохранения, наверное, вряд ли у кого-то вызвал сильное удивление. Ведь кто как не она изнутри знает все реформы, которые в последние годы затеял Минздрав, особенно их слабые стороны. Кто как не она умеет делать хорошую мину при плохой игре и убеждать, что ситуация в медицине у нас все лучше с каждым годом. Но посудите сами: если в системе здравоохранения все действительно было бы так хорошо, поехал бы председатель Счетного комитета Аслан МУСИН проходить медицинское обследование в Германию?

Впрочем, обвинять одну Каирбекову во всех бедах нашей медицины было бы не совсем корректно. Ведь не она же лично культивировала коррупцию в медицинских вузах, из-за которой большое число молодых врачей нынче обучены хуже, чем медсестры советских времен. И уж точно не министр принимала роды у каждой умершей по вине врачей роженицы в стране. С другой стороны, на то г-жа Каирбекова и посажена в кресло министра, чтобы наводить порядок в своей отрасли. И каждый скандал в здравоохранении, каждую неоправданную гибель пациента у нас волей-неволей связывают с именем Салидат Зекеновны. И именно к ней направляют тысячи жалоб недовольные пациенты по всей стране.
Впрочем, недовольную массу министр Каирбекова уже давно разделяет на “своих” и “чужих”. Все дело в пресловутой вертикали власти. Ведь все областные и городские управления здравоохранения на местах де-юре и де-факто подчиняются не Минздраву, а своим акиматам. Они формируют местный бюджет на медицину, они подчиняют себе все местные лечебницы. Министерство же руководит только клиниками республиканского значения, распределяет деньги по регионам. Ну и заодно издает приказы и формирует национальную политику в сфере здравоохранения. Вот почему львиную долю жалоб, которые поступают в Минздрав, классифицируют  в министерстве как обращения не по адресу. Их, к недовольству пациентов, снова направляют вниз.
Может быть, реформы, которые в последние годы затеял Минздрав, позволят оздоровить ситуацию? Оговоримся сразу: некоторые из них разрабатывались и внедрялись еще при предшественнике Каирбековой - Жаксылыке ДОСКАЛИЕВЕ. Однако это не означает, что Салидат Зекеновна не имела к ним отношения - до своего назначения министром 7 октября 2010 года она была вице-министром здравоохранения, а с 4 декабря 2008-го работала председателем комитета по контролю в сфере оказания
медуслуг.

Итак, одна из самых главных реформ Минздрава последних лет - запуск Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ). Ее главным постулатом является свободный выбор больным клиники. В довесок к нему прилагается принцип “деньги идут вслед за пациентом”, о котором так любит говорить с высоких трибун министр Каирбекова. Согласно ему Минздрав за каждого пролеченного пациента перечисляет деньги той больнице, которую выбрал больной. Соответственно, и врач, пролечивший больше больных, должен получить больше. Идея на первый взгляд хороша.
Но как она реализована? Больные хлынули в областные центры, и в первую очередь в Алматы и Астану. В столицах клиники переполнены, всюду очереди. Совсем недавно руководство одной из крупнейших клиник южной столицы заявило: из-за огромного числа “понаехавших” страдают алматинские пациенты - за 9 месяцев этого года больница потратила на приезжих свой годовой бюджет! А поскольку госпожа министр не спешит с дофинансированием, постольку больница вынуж­денно работает в убыток.
Если где-то прибавилось, в другом месте убавилось. Меньше денег стали получать районные больницы, клиники в малых городах и врачи, работающие там. А ведь многие на периферии и так едва концы с концами сводили!
Также, согласно ЕНСЗ, к государственной системе финансирования вроде как получили доступ частные медучреждения. Но много ли сделала министр Каирбекова для этого? Ответьте сами, дорогие читатели. Сколько вы назовете частных медцентров, где вас пролечили за счет государства? А ведь там и очередей, как правило, нет, и условия лучше, чем в государственных клиниках.
Но министр, чтобы решить проблему очередей, пошла по другому пути - объявила республиканский конкурс “Поликлиника без очередей”. Главврачам было предложено внедрить в своих поликлиниках систему приема пациентов по предварительной записи. Награда за победу в конкурсе - поездка главврача за границу. Наша газета уже писала, что некоторые главврачи так расстарались, что из-за нововведения запись к некоторым специалистам велась на месяц вперед...

А недавно министр Каирбекова сделала широкий жест - ввела бесплатную раздачу некоторым категориям больных лекарств, купленных за счет государства. Еще недавно гипертоники, сердечники и другие пациенты, в первую очередь пожилые, покупали лекарства в специальных аптеках со скидкой 50 процентов. Министр взяла и отменила скидку в обмен на бесплатные медикаменты. Говорят, за это Салидат Зекеновну очень полюбили многие пациенты. Вскоре, правда, так же быстро разлюбили. Все потому, что уже с лета нет на раздачу многих бесплатных лекарств. А некоторые из тех, что дают, не выдерживают критики. Врачи так и говорят пациентам: выбросите их! Ну разве это по-хозяйски - так распоряжаться бюджетными деньгами?
- В целом работу Минздрава я бы оценил на тройку с минусом, - говорит Сергей БИРЮКОВ, директор общественного фонда AGEP’C, защищающего права больных гепатитом. - У министерства есть хорошие инициативы, но на местах их хоронят. Так, далеко не все управления здравоохранения выполняют те приказы, которые издает Минздрав. Например, если брать больных гепатитом, в приказах Минздрава сказано: диагностика входит в гарантированный объем бесплатной медпомощи. В реальности нашим пациентам приходится выкладывать за нее от 8 до 40 тыс. тенге! Думаю, со стороны министра ослаблен контроль за выполнением своих приказов и постановлений правительства, которые касаются системы здравоохранения. Также хотелось бы, чтобы министр здравоохранения почаще встречалась с представителями медицинских НПО, которые представляют конкретных пациентов, а не ездила по городам только по каким-то торжественным мероприя­тиям.
Никак не одолеет Салидат Каирбекова и проблему с заражением гепатитом С
детей, больных раком крови. Дело в том, что когда эти маленькие пациенты находятся на лечении, им переливают много компонентов и препаратов, сделанных из донорской крови. Впоследствии оказывается, что абсолютное большинство этих ребят (если не все) заражены гепатитом С - “ласковым убийцей”, поражающим человека медленно, но верно. Мамы таких малышей утверждают: это происходит из-за донорской крови, безопасность которой не гарантируют учреждения Минздрава. Однако и Салидат Каирбекова, и ее предшественник Жаксылык Доскалиев заявляли: источник заражения не найден. Матери даже подавали в суд на учреждения Минздрава, но совсем недавно вполне ожидаемо проиграли. Дети, больные раком, заражаются и по сей день, а министр продолжает делать вид, что это происходит где угодно, только не в нашей стране и не в учреждениях Минздрава.

Многие вообще убеждены, что обращаться в Минздрав бесполезно - лучше сразу к журналистам. Ежегодно десятки казахстанцев (в первую очередь - дети) нуждаются в дорогостоящих операциях, которые не делают в Казахстане. Например, операция по пересадке костного мозга стоит в Европе 200-400 тыс. долларов. Минздрав декларирует: больные могут рассчитывать на помощь государства. На деле же выбивание такой квоты от Министерства здравоохранения напоминает осаду неприступного бастиона. Решения о выделении денег если и принимаются, то их приходится ждать месяцами. А ведь многие пациенты нуждаются в срочном лечении! Родителям тяжело больных детей проще обратиться в благотворительные фонды и к журналистам с просьбой о сборе средств, нежели молить о помощи министра здравоохранения. И это при том, что бюджет Минздрава в 2012 году составляет 2,8 миллиар­да долларов! У Салидат Каирбековой принцип: внед­рять сложные и дорогие операции в Казахстане, а не возить пациентов за рубеж. Мысль правильная, но на ее реализацию нужно время. А его у больных просто нет.
Тем временем глава Минздрава при каждом удобном случае не устает говорить о том, как улучшается ситуация в системе здравоохранения с каждым годом.
- Салидат Зекеновна напоминает мне школьницу-отличницу, которая старается безукоризненно выполнять все задания сверху, - говорит Бахыт ТУМЕНОВА, президент фонда по защите прав пациентов “Амансаулык”. - Но я бы сказала министру: когда перед вами ставят задачу, например, резко снизить сердечно-сосудистую заболеваемость либо  материнскую или детскую смертность, надо быть смелее. И говорить вышестоящим, что медицинская отрасль - это не завод по производству подшипников. Здесь резкого улучшения показателей быть не может. И министр, как главный врач страны, должна эту позицию отстаивать.

Кстати, есть в стране организации, которые куда более воинственно, чем “Амансаулык”, настрое­ны против нынешней политики Минздрава. 16 октября Союз мусульман Казахстана (СМК) призвал незамедлительно отправить в отставку Салидат Каирбекову. “Особенно остро стоит вопрос дефицита квалифицированных кадров, -  сказано в заявлении СМК. - Одна из причин - недостаточное финансовое стимулирование молодых специалистов. К примеру, сегодня выпускник медицинского вуза может претендовать на заработную плату в государственном лечебном учреж­дении не более чем 25 тыс. тенге в месяц, что отнюдь не способствует притоку специалистов. Подобная политика Минздрава не что иное, как сознательное разрушение системы государственного здравоохранения... Подобные действия казахстанского Минздрава становятся понятными, если принять во внимание тот факт, что значительная часть руководства Министерства здравоохранения является собственниками частных лечебных клиник. Могут ли такие люди быть заинтересованы в развитии государственного сектора?!”
Что ж, вопрос, конечно, интерес­ный…

Виктор БУРДИН, фото автора, Алматы Тел.: 259-71-96, e-mail: burdin@time.kz

Поделиться
Класснуть