19027

Маргулан СЕЙСЕМБАЕВ: О ситуации с “Альянс Банком”

Маргулан СЕЙСЕМБАЕВ: О ситуации с “Альянс Банком”Председатель Cовета директоров “Альянс Банка” Маргулан СЕЙСЕМБАЕВ (на снимке) сообщил, что вернется в Казахстан после завершения отпуска. “30 августа 2009 года я заканчиваю отпуск и приезжаю в Казахстан”, - указывается в письме М. Сейсембаева, предоставленном им агентству “Интерфакс-Казахстан” в пятницу.

Госагентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Казахстана 15 июля заявило о том, что М. Сейсембаев покинул страну. При этом финполиция не имела претензий к нему самому и другим акционерам кредитной организации. В свою очередь, Seimar Alliance Financial Corporation (SAFC, основной акционер банка) сообщила, что М. Сейсембаев выехал из Казахстана на время ежегодного летнего отпуска. “С июня находится за рубежом в отпуске, никакой речи об отъезде по иным причинам не идет”, - говорилось в сообщении SAFC. “Альянс Банк”, один из крупнейших банков Казахстана, столкнулся с серьезными финансовыми проблемами на фоне ухудшения условий кредитования на внешних рынках. Внешняя задолженность банка составляет около $4 млрд., в этом году ему предстоит выплатить $560 млн.

Интерфакс-Казахстан


Причины, побудившие меня написать данное письмо:
1. В обществе и интернет-сообществе умышленно создается мнение, что было похищено 1,1 млрд. долларов у “Альянс Банка”.
2. Идет дезинформация по поводу реального положения дел.

История вопроса

Как всем известно, “Альянс Банк” с 2001 года рос очень агрессивно - по 100 и более процентов в год. Всем также известно, что этот рост был не чем иным, как отражением агрессивного поведения менеджмента банка, возглавляемого Жомартом ЕРТАЕВЫМ. В то же время любому специалисту известно, что для поддержания столь агрессивного роста требуется постоянное вливание новых денег в капитал банка. Необходимо, чтобы средств акционеров было не меньше, чем 12% от активов банка. До 2006 года акционеры “Альянс Банка” поддерживали этот рост за счет собственных средств.
Наступил 2006 год, когда акционеры уже не могли поддерживать рост за счет собственных средств. У нас было несколько вариантов дальнейшего развития:
1. Остановить развитие банка.
2. Продолжить развитие, но за счет продажи всего или части банка.
3. Использовать заемный капитал.

Первый сценарий означал отставание от конкурентов и потерю всей команды, потому что Ертаев Ж.
однозначно был против остановки, так как его амбиции требовали реализации, он все хотел сделать банк номер один. В случае остановки развития банка он покинул бы банк со всей командой, и у нас не было выбора, кроме как с ним соглашаться.
Второй сценарий предусматривал, в свою очередь, выход на IPO на Лондонской бирже или продажу стратегическому инвестору. Так как IPO - это длительный процесс, мы наняли консультантов и начали готовиться к нему.
Параллельно мы начали работу по привлечению стратегического инвестора. Им были два банка - BNP Paribas и Societe Generale. Первый банк отказался от сделки, не объяснив причин, второй отказался, сославшись на неприемлемую цену.
В это же время Ертаев Ж. и АГЕЕВ А. А. занимались поиском заемного капитала. Они сообщили, что договорились с российскими банками, которые согласились профинансировать нас.
Все переговоры с российскими банками велись без меня, и я не встречался ни с одним из них ни по какому вопросу. Решения Совета директоров по этому вопросу не было. Все эти действия были осуществлены менеджментом банка самостоятельно. Все отношения с менеджментом банка акционеры строили на абсолютном доверии. Для нас это был, в принципе, приемлемый вариант, и мы не вдавались в подробности. Открытие бридж-финансирования является обычной практикой для инвестиционных банков, поэтому это не вызвало у нас подозрений.

Кредиты, полученные от российских банков, были использованы следующим образом:
1. На пополнение уставного капитала “Альянс Банка” - 636 млн. долларов США.
2. На выкуп у “Альянс Банка” плохих кредитов использовано около 160 млн. долларов США.
3. На покрытие убытков - около 50 млн. долларов США.
4. На уплату процентов по кредиту российским банкам - около 60 млн. долларов США.
5. Остальное - на выкуп собственных бумаг банка.
О том, что существует гарантия “Альянс Банка”, выданная российским банкам, я узнал в 2008 году. Так как эти деньги были уже использованы для увеличения капитала банка, я понял, что в данных условиях невозможно будет вернуть этот кредит, и обратился в правительство с предложением продать 76% акций банка за 100 тенге. Расчет был следующий: балансовая стоимость 100% акций “Альянс Банка” составляла более 1 млрд. 350 млн. долларов США. Это была балансовая стоимость, подчеркиваю, не рыночная, а балансовая, т.е. именно эта сумма являлась собственностью акционеров. Так как у “Альянс Банка” обнаружились обязательства на сумму около 1,1 млрд. долл., я предложил правительству акции банка на такую же сумму, но за 100 тенге.
Это примерно как если бы вы имели дом, в строительство которого вы вложили 15 000 долл., а потом выяснилось, что из 15 000, вложенных вами в дом, $10 000 - это кредит, и вы видите, что не сможете его вернуть. Вы предлагаете богатому соседу дом не за 15 000 долл., а за 100 тенге, понимая, что если сосед заплатит за кредит 10 000 долл., то дом - его. Богатый сосед получает дом за 10 000 долл. вместо 15 000, а кредитор получает свои деньги. В этой ситуации пострадал только хозяин дома, столько лет строивший дом и вложивший еще $5000 своих денег.

О том, что у “Альянс Банка” существует обременение на сумму 1,1 млрд. долл., я проинформировал лично КЕЛИМБЕТОВА К. Н., БАХМУТОВУ Е. Л. и двух директоров департамента АФН до сделки с ФНБ “Самрук-Казына”. Также я проинформировал председателя Ассоциации финансистов АХАНОВА С. А. Какое обременение и в какой оно форме, я не знал, просто сообщил, что существует обременение и деньги были использованы для формирования капитала “Альянс Банка”.
Далее по согласованию с ФНБ “Самрук-Казына” Совет директоров назначил новый менеджмент в лице ДАМИТОВА К. и КАБАШЕВА М. Р. Я также проинформировал новый менеджмент о существующем обременении и предложил сделать запросы в российские банки, так как никаких документов ни у меня, ни в банке не было. Как события развивались далее, вам всем известно.
В конечном счете для меня важно:
1. Что не пострадали депозиторы и клиенты “Альянс Банка”, вернув все свои деньги.
2. Что не пострадали сотрудники банка, потому что банк продолжает работать.
3. Что не пострадало государство, заплатив чрезмерную цену или потеряв какие-либо деньги, а наоборот, заработает около
2 млрд. долларов США на реструктуризации и списании внешних долгов и если вернет большую часть кредитного портфеля. А если не вернет, то заработают граждане Казахстана, которые получили в виде кредитов более 5 млрд. долларов США.
Во всей этой ситуации пострадали только иностранные кредиторы и мы, акционеры банка.
Для информации всем заинтересованным сторонам:
30 августа 2009 г. я заканчиваю отпуск и приезжаю в Казахстан.

С уважением СЕЙСЕМБАЕВ М. К., председатель Совета директоров “Альянс Банка”.

Поделиться
Класснуть