7076

Борясь за права других, журналисты порой забывают о себе

Борясь за права других, журналисты порой забывают о себеСегодня на вопросы “прямой линии” отвечает руководитель юридической службы Международного фонда защиты свободы слова “Әділ Сөз” Ганна КРАСИЛЬНИКОВА (на снимке).

Андрей ПАНОВ, Алматы:
Корреспондент западноказахстанской еженедельной газеты “Уральская неделя” Лукпан АХМЕДЬЯРОВ отсидел пять суток. Прокуратура просила наказать его только штрафом, но суд применил административный арест. Не кажется ли вам, что таким образом власть хотела надавить на местных журналистов?
- К сожалению, судебные процессы последних лет по защите чести, достоинства и деловой репутации все чаще превращаются в средство мести независимым журналистам и уничтожения неугодных изданий. Что касается случая с Лукпаном Ахмедьяровым, то таких прецедентов еще не было. Поскольку у нас прокуратура только просит, а суд принимает решения, то судья по максимуму оценила слово “балаган”, которое произнес журналист.
Мы считаем это наказание крайней мерой.

Валихан СУХОВ, Шымкент:
Как часто журналисты обращаются в суд с заявлениями о защите чести и достоинства?
- Такие иски имеют место, но их единицы, и поданы они не в Алматы. При этом хочется отметить, что общий уровень правовой грамотности журналистов повышается, но тем не менее, борясь за права других людей, журналисты порой не отстаивают свои.

Жамбыл, Астана:
Ваша книга “Как вести себя в суде” - это памятка только для журналистов или же ею может воспользоваться и простой обыватель?
- Наш закон для всех одинаков, поэтому книжка будет полезна всем. Большинство людей, независимо от их рода деятельности, не знают своих простейших прав. Мы постарались изложить информацию доступным языком, без специфических терминов. Вообще-то у нас несколько изданий такого плана, которые можно найти на нашем сайте
www.adilsoz.kz .

Георгий ЛИ, Тараз:
Что думаете о деле Евгения ЖОВТИСА? Многие считают, что таким образом власть пытается давить на правозащитника. Согласны с этим?
- Такие рычаги влияния не исключаются, но доказать это фактически нереально. Случай с Жовтисом - это прежде всего человеческая трагедия. Конечно, нашлись люди, которые рьяно пытаются это дело политизировать, но, думаю, суд должен беспристрастно разобраться и вынести свой приговор.

Жандос, Алматы:
В следующем году заканчиваю школу и хотел поступать на журфак. Друзья говорят, что профессия журналиста - одна из самых опасных. Неужели это правда?
- Она входит в первую пятерку опасных профессий. Нести людям правду - это дорогого стоит.

Николай СЕРОВ, Алматы:
Реальны ли утверждения, что удовлетворение судом иска БТА Банка к “Республике” разорит эту газету?
- Реальнее не бывает. Иск в 80 миллионов тенге, предъявленный редакции, - непосильная для газеты сумма. В данном случае, на мой взгляд, банк обязан доказать тот ущерб, в частности материальный, который ему был нанесен этой публикацией. Если он не сумеет этого сделать, то может претендовать на возмещение морального вреда.

Гульнара, Караганда:
Прослеживается ли какая-то цикличность в нарушении прав журналистов?
- В течение десяти лет, что мы занимаемся защитой свободы слова, наблюдаются определенные скачки. Например, пиковым годом был период 2001-го - первой половины 2002 года. Потом несколько лет затишье, а затем - снова всплеск. Сегодня мы наблюдаем очередной виток. С чем это связано - сказать сложно. Обычно число нарушений прав журналистов возрастает с началом предвыборных кампаний.

Михаил ГРИГОРЬЕВ, Алматы:
Согласны ли вы, что над казахстанским Интернетом с принятием нового закона нависла угроза тотальной цензуры?
- Я бы назвала этот закон узаконенной блокировкой. Эти нормы были и раньше, а сейчас они еще больше конкретизированы и направлены не только на казахстанские, но и на иностранные интернет-ресурсы. Закон может ослабить свободу выражения в Интернете, а вместе с тем расширить юридические основания, по которым правительство сможет закрывать и блокировать веб-сайты. Кстати, сейчас многие граждане используют для высказываний блог премьера Карима МАСИМОВА. И там много интересных вещей, за которые тоже можно привлечь к ответственности.

Валентина, Павлодар:
Как вы считаете, насколько ухудшилась ситуация со свободой слова в Казахстане?
- Последние события показывают, что ситуация ухудшилась, и значительно. Серьезную тревогу вызывает ужесточение судебной практики в отношении журналистов и граждан, реализующих свое конституционное право на свободу выражения, получение и распространение информации.
Например, в июне специализированный межрайонный административный суд Карагандинской области закрыл ТВ “АРТ”. Популярный местный телеканал обвинили в разжигании межнациональной розни и пропаганде насильственного изменения конституционного строя, подрыве безопасности государства и т.д. Поводом для обвинений послужили два сообщения националистического содержания, появившиеся с перерывом в 15 минут в SMS-чате телеканала, куда любой телезритель может отправить сообщение с мобильного телефона. В августе за незаконный сбор и разглашение госсекретов осужден на три года главный редактор газеты “Алма-Ата Инфо” Рамазан ЕСЕРГЕПОВ. Нередки случаи предметного преследования конкретного СМИ. Ярчайший пример - газета “Тасжарган”. Этому изданию за последние два года предъявили свыше десяти исков, и сегодня по последнему решению суда газета закрыта. Что касается других нарушений, то лидируют отказы в получении информации, угрозы и воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов. Например, редакция газеты “Республика” для получения информации обратилась с запросом в департамент юстиции Павлодарской области. Сотрудники департамента согласились принять запрос только в том случае, если журналист заплатит через банк 48 тенге. Свое требование они мотивировали тем, что форма собственности “Республики” - ТОО, следовательно, газета представляет собой коммерческую структуру. На возражения журналистов, что, согласно ст. 18 Закона “О средствах массовой информации”, госорганы обязаны на равных условиях предоставлять информацию представителям СМИ независимо от их формы собственности и принадлежности, сотрудник департамента ответил: “Вы на равных условиях со всеми коммерческими организациями”.

Жулдыз, Атырау:
Вы консультируете только журналистов или же обычные граждане тоже могут обратиться к вам за помощью? Сколько это будет стоить?
- Если это связано со свободой слова, то мы консультируем и обычных граждан. Например, недавно к нам обратился человек, который занимается лечебными травами. Он опубликовал свои работы, но не получил причитающийся по договору гонорар. Сейчас мы помогаем ему добиться справедливости. Кстати, все консультации у нас бесплатные.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото автора, Алматы
Поделиться
Класснуть