12627

БАНКформирование

Одержимый борьбой с подростковой преступностью офицер полиции оформил на себя внушительный кредит, чтобы создать… патриотический клуб

Идею создать молодежный патриотический клуб “Беркут” капитану Серику САГИЕВУ - сотруднику линейного управления внутренних дел на транспорте (ЛУВД) станции Актобе - подсказали родители так называемых трудных подростков.

- В зоне обслуживания ЛУВД нет школ, дискотек, ночных клубов и прочих увеселительных заведений. Мы работаем лишь на объектах железной дороги, - рассказывает капитан Сагиев. - Но люди с проблемой подростковой преступности пришли почему-то именно к тогдашнему начальнику транспортной полиции Кайрату ТЫНЫБЕКОВУ (ныне заместитель министра внутренних дел. - Т. К.). Он спросил меня: откуда у подростков такая агрессия и как ее подавить, не используя карательных мер? Тогда и появилась идея создать клуб энтузиастов, готовых помочь полицейским навести порядок в городе.
Cказано - сделано. Провели анонимный опрос в одной из гимназий Актобе, поняли - есть широкое поле деятельности. 16 апреля 2008 года взяли под опеку железнодорожный колледж - одно из самых криминальных учебных заведений. Вскоре под крылом “Беркута” оказалась еще одна профтехшкола. И уже на второй месяц администрация двух учебных заведений признала: “Беркут” - птица нужная.
Серик Сагиев вспоминает, как тяжело давались первые шаги. Приглашенные на презентацию клуба чиновники, работники прокуратуры и образования, даже представители духовенства обещали поддержку, но это были лишь слова. И капитан Сагиев - в прошлом комиссар комсомольского отряда - остался наедине с кучей проблем, связанных с регистрацией, финансированием, обучением и созданием необходимых условий для беркутовцев.

- Сейчас полегче, - говорит инспектор Сагиев. - В клубе 18 инструкторов, получающих зарплату, приравненную к зарплате офицера полиции, и более 200 добровольцев из числа студентов и старшеклассников. Во многих учебных заведениях навели и поддерживаем порядок.
При “Беркуте” открыли учебно-тренировочные лагеря. Чтобы решить вопрос с их финансированием, капитан Сагиев отправился по высоким кабинетам. Но ему не поверили. Тогда он попросил своего отца выделить ему часть земли небольшого крестьянского хозяйства, чтобы устроить там лагерь. Капитан уговорил местного воина-афганца - обладателя черного пояса по карате - взяться за обучение беркутовцев. К слову, в этом лагере вместе с беркутовцами находятся трудные подростки. Двое из них сегодня курсанты Пограничного института КНБ, еще один блестяще учится в актюбинском юридическом колледже.
- “Беркут” в месяц расходует около двух миллионов тенге, - говорит Серик Сагиев. - Это родительские сборы, которые уходят на зарплату инструкторов, аренду микроавтобуса, сотовую связь. Многие инструкторы отслужили в армии, имеют педагогическое либо юридическое образование. Есть среди нас даже бывший работник аппарата парламента страны. При клубе создан оперативно-молодежный отряд (ОМОБ) - ударная сила “Беркута”. Они выезжают, если с ребенком случилась беда.

Между тем беркутовцы наряду с обеспечением правопорядка занимаются и воспитанием. Не секрет, что многие учителя не хотят вмешиваться в конфликт школьников. Например, недавно один агашка из числа чиновников, чей отпрыск возомнил себя рэкетиром, за что получил замечание педагога, пожаловался отцу. Агашка включил все властные рычаги, и бедного учителя чуть не посадили. Тогда на сторону педагога встали родительский комитет и беркутовцы. Родителю пришлось включить заднюю и просить силовиков не наказывать педагога. Он предпочел заняться воспитанием непутевого сыночка.
- Учитель когда-то “звучал гордо”. Нынешний педагог не защищен, а родитель как клиент всегда прав. Даже если его сын вымогатель и первый хулиган в школе. Эта одна из причин разгулявшегося в учебных заведениях криминала. Некоторые дети влиятельных родителей открыто грубят учителям, могут и послать. А тот бессилен перед влиянием родителей. О каком школьном воспитании можно говорить?! - вздыхает капитан Сагиев.
Амир КАБЫЛОВ - заместитель председателя клуба “Беркут”:
- О беркутовцах узнал от племянника-школьника. Стал интересоваться их деятельностью, а со временем втянулся: нравится работать с детьми. За мной закрепили 8-й микрорайон, в этих школах частые разборки, вымогательства. Стали наводить порядок, предотвратили несколько массовых разборок, сейчас ситуация полностью под контро­лем беркутовцев. Однажды даже местный университет имени Жубанова обратился к нам с просьбой навести там порядок.
Беркутовцы вспоминают забавный случай. Студент сообщил им, что его поставили на счетчик двое сокурсников. Инструктор “Беркута” решил с ними поговорить, но криминальный дуэт набросился на него с электрошокером. Пришлось драться. Благодаря тренировкам с афганцем-каратистом беркутовец легко одолел натиск дебоширов. Те, убегая, пытались вломиться в квартиру, хозяином которой оказался... сотрудник КНБ. Офицер спецслужбы помог беркутовцам скрутить хулиганов и вызвал полицейский наряд...

По словам коллеги Кабылова Еркена БАЙМАГАНБЕТОВА, бывшего учителя начальных классов, клубу нужна серьезная поддержка государства.
- Я начинал учителем в школе, поз­же работал в комитете по делам молодежи местного пединститута. Когда получил юридическое образование, пригласили на работу в парламент. К сожалению, заболела мама, и пришлось вернуться в родной город, - вспоминает он.
Чтобы прокормить семью, бывший чиновник ударился в коммерцию. Сделал неплохую карьеру: от рядового продавца до директора по продажам крупной торговой компании. Но, услышав о “Беркуте”, Еркен ушел из бизнеса.
- Я позвонил Серику Сагиеву, он пригласил меня в летний лагерь. Понравилось, - рассказывает Еркен. - Начинал инструктором, но, видимо, мой прежний опыт пригодился, и сейчас я заместитель председателя клуба по кадровым и юридическим вопросам. Проблем, конечно, хватает: нам нужен свой офис, чтобы собираться, планировать, обсуждать деятельность. Есть проблемы с транспортом - клубу необходимы два микроавтобуса и пара легковых машин для оперативного отряда. Нет телефона доверия, а без него  как без рук. Нужны дополнительные деньги на премиальные для отличившихся беркутовцев. А польза от нас есть, причем немалая: только в одной школе мы предотвратили 16 грабежей.

Тохнияз КУЧУКОВ, kuchukov@time.kz, фото из личного архива Серика САГИЕВА, Актобе­

От редакции Два миллиона тенге в месяц - много это или мало? В масштабах целой области сумма вроде бы смехотворная. Отчего же чиновники не спешат помочь “Беркуту” окончательно встать на крыло? Ведь на словах все - прокуратура, полиция, акимат (не говоря уже о руководстве опекаемых “птенцами” капитана Сагиева учебных заведений) - признают: патриотический клуб делает большое и важное дело.
Конечно, кто-то может сказать: мол, никто не просил этого не­угомонного капитана взваливать на себя такую миссию. Но почему же тогда с молодежной преступностью не могут справиться те, кому это положено по должности? И еще вопрос: почему бы властям города и области не поддержать беркутовцев?
К слову, недавно аким Актюбинской области Архимед МУХАМБЕТОВ выделил служебные квартиры… двум имамам Центральной мечети Актобе, затратив на это уже никак не меньше двух миллионов. Неужто в государстве Казахстан - светском, между прочим! - благополучие служителей культа важнее безопасности наших детей?!

Поделиться
Класснуть