2502

Не уверен - не выпрыгивай из штанов

Как сенатвумен на главу Нацбанка наехала. Как первых к недрам подпускали. Как депутаты со статистикой решили поспорить. Как в правительстве рейтинг укрепляли. Как госслужащих на грамотность проверяли.

Довелось прослышать мне, о любезные моему сердцу читатели, что есть где-то в мире страна, в которой живут люди, постоянно терзаемые смутными сомнениями. К примеру, власти скажут им, что скоро все станут жить еще лучше, как тут же червь сомнения проникает им туда, где должны быть мозги. “Еще лучше - это как? Лучше, чем было? Или лучше, чем есть? Так нам и так уже говорили, что мы живем хорошо. Или мы будем жить лучше, чем соседи? Лучше, чем ближние соседи или богатые?” - не перестают задаваться вопросами местные жители и сами их пугаются. Некоторые, опасаясь, как бы их смутные сомнения не приняли за проявление смуты, скрывают неуверенность под личиной осторожного оптимизма: “Мы верим, что будет лучше, а вот уверенности нет”. Другие, чтобы показать, что у них не осталось старых сомнений, придумывают новые: “Может, лучше жить лучше, чем вообще никак?”. И поэтому этот благословенный край называют Страной Смутных Сомнений (ССС, короче). Хотя многие сомневаются, что такое название приживется надолго, вспоминая одну почти одно­именную державу...
Говорят также, что на минувшей неделе луноликая сенатвумен Светлана ДЖАЛМАГАМБЕТОВА, да преуспеет она в своем социально-культурном развитии, поставила под сомнение профессионализм самого (страшно сказать!) главы Нацбанка Кайрата КЕЛИМБЕТОВА, да пребудет он всегда при деньгах Нацфонда.
Луноликая пери верхней палаты припомнила главному банкиру, как он заверил всех, что причины для девальвации тенге нет, а она возьми да объявись. “Депутаты поверили вам и дали согласие на ваше назначение. Как вы собираетесь после этого приходить в парламент и общаться с депутатами, которых просто обманули и сделали своими соучастниками? Есть ли какая-то цена вашим словам после этого?” - гневно выразила все свое смутное сомнение Джалмагамбетова.
И все члены самой верхней палаты парламента уже были готовы согласиться с ее сомнениями, но в последний момент засомневались. “А может, глава Нацбанка усомнился в том, что сможет ясно выразить свои сомнения?” - подумали сенаторы и ничтоже сумняшеся отпустили Келимбетова.
А еще говорят, что продвинутый кем-то вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан САУРАНБАЕВ, о магистр из магистров нефтяного администрирования, во время презентации в мажилисе поправок в законодательные акты по недропользованию поведал о том, что теперь вводится принцип “первый пришел - первый получил”.
“Любой, кто первый заявил желание на территорию, тот получит права на недропользование. Эта процедура, которая применяется во всем мире”, - провозгласил Сауранбаев.
И тут у многих мажилисменов возникли даже не смутные, а вполне реальные сомнения: “Кто же будет этим первым? Они что, там, в министерстве, забег со стартом и финишем собираются устраивать?”.
Однако Сауранбаев пустил в ход кабинетную заготовку: “Если кроме одной компании будет несколько, кто в течение дня заявил о желании на получение прав, то между ними будут конкурентные торги”. И все вроде бы успокоились, но дух сомнений никого не покидал.
“Должно быть, их смущает слово “первый”. Вряд ли кто захочет называться первым в эти смутные времена, - призадумался внедренный в недра вице-министр. - Может, надо было назвать его “крайний с начала очереди”? Но крайними у нас тоже никто не хочет быть - хоть с начала, хоть с конца”.
Дошло до меня также, что некоторые из касты неприкосновенных мажилисменов на правительственном часе усомнились в достоверности статистических данных в Стране Смутных Сомнений.
Первым засомневался депутат Сейтсултан АЙЫМБЕТОВ, о неверующий среди не-уверенных, который поставил вопрос ребром: “За два года количество индивидуальных предпринимателей выросло на 21 процент, тогда как налоговые поступления от них увеличились на 11 процентов. Возникает вопрос: почему рост налоговых поступлений не соответствует количеству предпринимателей?”.
И не нашлось никого, кто на пальцах смог бы объяснить уважаемому депутату, что в ССС чиновники не любят ждать, когда цыплята вырастут до курочек, несущих золотые яйца, поэтому квочки в большинстве своем умирают на ресторанной сковородке, не достигнув половозрелого возраста, а те, что все-таки достигли, предпочитают хранить свои яйца в невидимой для налоговиков корзине.
А вот мажилисмен Турсынбек ОМУРЗАКОВ, о уверовавший в свою неуверенность, усомнился в статданных по ценам на продукты питания.
“Я всегда хотел найти те магазины, по которым вы берете цены на продукты питания, и там отовариваться”, - обратился депутат к непогрешимому в подсчетах главе Агентства по статистике Алихану СМАИЛОВУ, о счетовод из счетоводов.
На что Смаилов без видимой тени сомнения ответил, что расчеты цен на продукты питания соответствуют международным стандартам. “К нам приезжали несколько раз эксперты МВФ, проверяли все наши расчеты. В последний раз в 2010 году норвежские эксперты дали свою оценку о полном соответствии методологии расчета индексов цен”, - не моргнув глазом, отчеканил Смаилов.
И тогда Омурзаков задал новый вопрос: “Планируется ли переход к определению бедности по относительной концепции в отличие от нашей абсолютной, для того чтобы обеспечить правдоподобность картины бедности и чтобы мы могли сравнивать с международными показателями?”.
Но и тут не растерялся председатель Агентства по статистике. Он уверенно провозгласил сомнительную для многих истину, что расчеты по бедности и уровню жизни в ССС признаны самыми лучшими в СНГ и одобрены международными экспертами из Всемирного банка.
“Ну если эксперты из Всемирного банка одобрили, тогда, конечно, мы готовы верить самой сомнительной статистической реальности, данной нам в ощущениях”, - решили сомневающиеся мажилисмены и пошли в буфет - вкусить плодов сомнений своих.
Говорят также, что на днях на заседании правительства одобрили комплексный план мер по улучшению индикаторов рейтинга Всемирного банка Doing Business, чтобы никто не сомневался, что ССС по праву занимает в нем почетное пятидесятое место.
По такому торжественному поводу выступили светлый челом министр регионального развития Болат ЖАМИШЕВ, да возлюбят его регионы, и уверенный в своих сомнениях министр экономики и бюджетного планирования Ерболат ДОСАЕВ, да пребудет с ним плановая экономика. Они вели долгие и подробные речи о том, сколько мероприятий нужно провести по этому плану, во сколько правовых актов нужно внести изменения и по каким индикаторам нужно улучшить позиции. А потом искушенный в своих сомнениях премьер-министр Серик АХМЕТОВ, да хранит его перст указующий, подвел черту, заявив: “Осталось времени достаточно мало до проведения Всемирным банком оценки легкости ведения бизнеса, поэтому нужно оперативно принять все меры для четкого исполнения всех поручений и принятого комплексного плана”.
И все - даже уверенные в себе - бизнесмены засомневались: для кого мы бизнес развиваем - для страны или для Всемирного банка?
А еще говорят, что на днях госслужащим Восточного Казахстана устроили тотальный диктант. Организаторы акции “Говори красиво - пиши грамотно” поведали, что преследовали одну цель - грамотное оформление деловых бумаг на государственном языке в государственных органах. Хотя все в регионе давно не сомневаются в том, как красиво говорят местные чиновники, а вот вопрос, умеют ли они грамотно писать что-либо, кроме “суммы прописью”, вызывает у многих большие сомнения. Поэтому предусмотрительные организаторы предупредили, что о результатах диктанта сообщат позже. Чтобы сомнений еще больше стало.
Однако сами госслужащие ВКО нисколько не сомневаются: лучше не диктант писать, а решать математические задачки на деление и вычитание из бюджета. Потому что голые цифры приятны на ощупь и не дают никакого повода для сомнений. А для тех, кто сомневается даже в этом, существует одно несомненное правило: “Не уверен - не выпрыгивай из штанов!”.


Рашид ГАРИПОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

2395