3290

Кто заказывает погоду, тот её и делает

Как Кожамжаров ставку на отставку делал. Как сенатор министров охранной грамоте учил. Как вице-министр финансов кассовой борьбой занимался. Как Минсельхоз из космоса зерно истины узрел.

Довелось прослышать мне, о умеющие читать мысли на расстоянии выстрела, что есть где-то чудесная страна, которая не перестает удивлять своими чудесами весь подлунный мир. А жители той страны славятся тем, что умеют в любой ситуации найти техничный ответ, чтобы уйти от ответственности. К примеру спросят их: “А куда подевались деньги, что выделялись на тот объект?”, а они тут же технично переводят стрелки: “Удорожание объекта произошло - подрядчики все освоили, так что даже нам ничего не осталось. Поэтому надо бы еще денег выделить”. И все понимают, что задавать им вопросы себе дороже, и больше ни о чем не спрашивают. А местным только того и надо: живут от проекта до объекта, а когда совсем туго приходится, придумывают всякие разные госпрограммы. Чтобы было на что жить. И потому тот чудесный край именуют Страной Техничных Ответов (СТО, короче, не путать со станцией техобслуживания). И жители в СТО постоянно пребывают в счастливом расположении души и тела, ибо не зря говорят местные душеприказчики: “Сколько ни ставь вопрос ребром, он все равно повиснет в воздухе”.
Говорят также, что в СТО в последнее время все министры и акимы лихорадочно ищут ответ на вопрос: “Что будет делать САМ, если за руку пойман зам?”
Свои техничные ответы уже дали и высокоурожайный министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ, да не посеет он где-нибудь зерно истины, и многомудрый аким Атырауской области Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ, да не закатится звезда его на западе. Если высокоурожайный честно признался, что готов покинуть свой пост, но при этом дал понять: без него сельчанам никак не справиться, то многомудрый наотрез отказался отвечать за ошибки своих недалеких подчиненных.
Промежуточную точку в этом диалектическом споре поставил на прошлой неделе неподкупный глава Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Кайрат КОЖАМЖАРОВ, да будет ему служба в дружбу, который дал техничный ответ: отставку руководителя из-за коррупции подчиненных в СТО закрепят законодательно уже в наступающем году.
“Сейчас есть положение о прохождении государственной службы. Это касается политических государственных служащих. Эта поправка была приведена в 2013 году, и там сказано: если у руководителя, политического госслужащего кто-либо из подчиненных осужден за коррупционное преступление и если приговор вступил в законную силу, то он должен подать в отставку. Но в случае, если этот подчиненный был назначен им или по его согласованию. Заявление об отставке подается главе государства и уже в течение месяца рассматривается главой государства”, - заявил неподкупный, отвечая на вопрос журналистов в кулуарах парламента.
Но сей техничный ответ породил лишь немалую кучу новых вопросов. К примеру, хватит ли в СТО госслужащих, чтобы заменить ушедших в отставку министров? Или должны ли уходить в отставку сотрудники аппарата акима, если их бастык первым попал под раздачу? И вообще, захочет ли теперь кто-нибудь делать карьеру госслужащего, если прямо с теплого места любой может отправиться в карьер? Впрочем, много таких, кого это особо не беспокоит. Ибо не зря говорят местные опытные кадровики: “Следствием чистки в аду чаще всего становится ссылка в рай”.
А еще говорят, что любопытствующий сенатор Сарсенбай ЕНСЕГЕНОВ, да хранит его мандат его, задался невинным вопросом: а не слишком ли много охраны у акимов и министров?
“Государственные служащие работают на благо народа. Но сейчас - кроме акимов сельских округов - до министров, до акимов областей дойти невозможно. Их охраняют полицейские и другая охрана. В учреждениях здравоохранения та же ситуация. Мы понимаем, это режимные объекты, их необходимо охранять. Но, допустим, в Доме министерств в каждом подъезде есть полицейские, охрана. Если подниматься дальше, кабинеты министров - они ограждены отдельно и также охраняются. От кого их ограждают, кто им создает угрозу, сколько на это бюджетных средств уходит? Из-за нехватки полицейских они даже содержат частные охранные предприятия”, - возмутился любопытствующий, обращаясь к главе Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Но неподкупный Кожамжаров и на этот раз технично удержался на высоте своего служебного положения.
“Это необходимо! Сегодня в нашей стране, вокруг нашей страны имеют место беспорядки, другие негативные события, есть угроза терроризма. Поэтому в 2009-2011 годах были приняты меры - не только в отношении министров”, - заявил неподкупный, пообещав на всякий случай, что работа касательно поднятой депутатом проблемы будет технично проведена.
И все поняли: в скором времени можно ожидать увеличения числа охранников слуг народа от особо неугомонных хозяев жизни. Ибо не зря говорят опытные секьюрити: “Не выходи в люди, если знаешь, что там тебя не ждут”.
Дошло до меня также, что в СТО многие любят ставить вопросы, чтобы было легче находить на них техничные ответы.
Вот на днях наблюдательный заместитель министра финансов Руслан ДАЛЕНОВ, о экономист турецкого разлива, на встрече сенаторов с представителями министерств и акиматов по вопросам новой бюджетной политики заметил, что во многих регионах неравномерно осваивают выделенные из гос­казны средства.
“Я эту проблему заметил следующим образом: в определенные месяцы у нас возникают кассовые разрывы по республиканскому бюджету, расходы очень большие, доходы на данную дату не покрывают, и мы кассовый разрыв покрываем за счет остатков местного бюджета. Такое законом позволяется. Главное - месяц закрыть с плюсом, - залез в бюджетные дебри Даленов. - Я проанализировал, откуда у них такие большие кассовые остатки и почему у нас дефицит, а у них профицит. Оказывается, половина или 60 процентов сформирована за счет денег, которые дали мы им из республиканского бюджета, а они их еще не потратили. Встает вопрос: зачем они их взяли сейчас, когда они не собираются их сейчас тратить?”.
И вице-министр тут же выложил свой вариант техничного решения проблемы: “На мой взгляд, самое лучшее решение - внутри года не давать деньги на целевые трансферты. По мере освоения на местном уровне - только в этом случае”.
Но не всем понравились выводы наблюдательного, ибо не зря говорят умудренные вкладчики банков: “Хромает экономика, а костыли выдают народу”.
Говорят также, что некоторым в СТО, чтобы найти техничный ответ, приходится прибегать к услугам космической техники.
К примеру, в нынешнем году в Минсельхозе наконец-то заметили разницу между данными, поступающими от акиматов областей по уборке зерновых, и снимками из космоса. Об этом на брифинге в СЦК поведал зоркий председатель комитета госинспекции в агропромышленном комплексе Минсельхоза Сакташ ХАСЕНОВ, о инспектор из инспекторов.
“У нас уже более пяти лет есть программа космического мониторинга убранных площадей, и, по данным космического мониторинга, есть разница между оперативной отчетностью, даваемой местными исполнительными органами, и фотосъемками из космоса. Разница в целом составляет где-то 10-12% в среднем по республике. 12% - это около
2 млн. гектаров”, - поделился урожаем своих открытий Хасенов. И, не отходя далеко от вопроса, зоркий тут же дал технически грамотный ответ: в акиматах областей тоже почувствовали эту разницу и решили проверить точность данных, поступающих из районных акиматов.
А потом разговор плавно перешел на излюбленную тему о погоде.
“Начиная с 25-26 сентября непрекращающиеся дожди в очень сильной степени затруднили ход уборочных работ. Так, как в этом году, было только в 1987 году”, - глубокомысленно сообщил зоркий . И все с ним согласились, ибо космический мониторинг высоко, а дожди льют рядом, прямо за воротник. Не зря же местные синоптики, тыча пальцем в небо, вздыхают: “Кто заказывает погоду - тот ее и делает...”.

Рашид ГАРИПОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть