1786

После хорошего урока жди большой перемены

Как депутат за бейшару-акима заступился. Как глава Минсельхоза перед подчиненными Галилеем предстал. Как два министра культуры чайные церемонии устраивали.

Довелось прослышать мне, о живущие за чертой богатства, что есть где-то в подлунном мире удивительное королевство. И удивительно оно тем, что если в других краях учителя жалуются на трудных учеников, то здесь все наоборот: ученики жалуются на трудных учителей. А все дело в том, что у местных педагогов слова очень даже далеки от их деяний. Сами говорят о борьбе с коррупцией и тут же на глазах невинных отроков набивают карманы, не отходя от государственной кормушки. Или твердят о соблюдении законов, включая Правила дорожного движения, а сами летят на красный свет на запредельной скорости. Но больше всего трудные учителя любят учить остальных тому, что сами до конца не уяснили. В одном местные песталоцци не кривят душой: коли говорят “возлюби ближнего”, то набирают на работу всех - и ближних, и дальних - родственников. Потому тот благословенный край по праву именуется Королевством Трудных Учителей (КТУ, короче, не путать с коэффициентом трудового участия). И каждый ученик в КТУ мечтает стать учителем, потому что педагогам оценок не ставят - некуда. Ибо не зря говорят местные второгодники: “Пока народ учится на старых ошибках, правительство придумывает новые”.
Говорят также, что больше всех любят учить других трудные учителя из парламента. А все потому, что многие из них пришли на депутатскую скамью из руководящих кресел, откуда привыкли поучать подчиненных. А теперь кресел у них нет, а привычка осталась.
Вот и на прошлой неделе многоопытный мажилисмен Бахытжан ЕРТАЕВ, да хранит его мандат его, на заседании совета по региональной политике и работе с маслихатами, где обсуждался вопрос о дальнейшем развитии местного самоуправления, решил поделиться своими познаниями по части наделения правами сельских акимов.
“Аким аула не защищен. Прав нет, требований больше. Раньше председатель колхоза имел машину УАЗ, а аульский бейшара-аким не имеет даже этой машины. У него единственный есть кулак - это участковый-бедолага, у которого тоже ничего нет”, - нарисовал жуткую картину Ертаев. И всем его коллегам стало до слез обидно и за бейшару-акима, и за кулака-участкового.
А народный заступник не унимается: “И теперь аким района приезжает, ставит задачу, уезжает - и попробуй не выполни! Я знаю почему - потому что есть такой аул Ертай аулы, где я строил мечеть. Там аульный совет сам выбрал акима аула. Акима избрали в этом ауле. Деньги распределяет область и район, а аким только сидит и молчит, лишь бы его с должности не сняли”.
И опять услышавшим сии дозволенные речи стало нестерпимо больно за бесправного и безмолвного акима.
И тут Ертаев приступил к самой поучительной части своего урока: “Давая власть акиму аула, надо дать ему права. Его надо защитить со всех сторон, чтобы не ходил перед каждым прокурором, судьей. Требуя у акима аула, надо дать ему не только права, но и право распоряжаться финансовыми делами своего аула. Вот тогда он не будет бояться быть акимом”.
И эти золотые слова все записали золотыми перьями в свои позолоченные ежедневники. Но все испортила находившаяся на том заседании аким сельского округа Капитоновка, что в Акмолинской области, Каирниса БАТТАЛОВА, о свято верующая в услышанное. Она вроде бы поддержала глубокие мысли уважаемого депутата, но не удержалась и призналась: в столицу на совещание аким приехала на служебном автомобиле.
Вот так - одной фразой - сорвала она урок заслуженного трудного учителя. Ибо не зря говорят в КТУ местные умники: “Чтобы вывести народ из заблуждения, надо сначала его туда ввести”.
Дошло до меня также, что больше всех на ниве трудной педагогики в КТУ преуспел министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ, о вечный сеятель ума и добра.
Вот и на недавнем заседании коллегии Минсельхоза ему пришлось на пальцах объяснять своим коллегам в регионах, что земля круглая. Случилось это на коллегии ведомства во время проверки домашнего задания по подключению к Интернету ветеринарных пунктов. И тут некий представитель Карагандинской области, которая попала в список критикуемых, стал оправдываться: мол, этот вопрос они прорабатывают с “Казахтелекомом”. “Действительно, есть отдаленные сельские округа, куда у нас трафика нет, возможности нет протянуть”, - пояснил представитель области по видеоконференц-связи.
“Возьмите другого провайдера, при чем тут “Казахтелеком”? Это спутниковая технология, там нет понятия расстояния. Земля круглая, спутники летают на одной орбите, какая разница ему - отдаленно от областного центра или неотдаленно?” - продолжал сыпать вопросами Мамытбеков, а про себя поду­мал: все-таки приятнее иметь дело с телками, чем с баранами.
А непонятливые ученики только диву давались: “Ох и трудно с нашим учителем! Земля круглая... Завтра он еще скажет, что она вертится...” И разошлись по ветеринарным пунктам. Ибо не зря говорят в КТУ местные продвинутые пастухи: “@ - @ delete. Собаке - собачья смерть”.
А еще говорят, что в КТУ по части сеяния зерен истины не отстает и репертуарно политизированный министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ, да не сыщет он добра от домбры.
На днях он со своим предшественником, а ныне директором Национального музея Дарханом МЫНБАЕМ, да пребудет с ним архивная пыль, пришел на выставку Chitra Collection by Newby, где была представлена коллекция антикварных предметов для чайных церемоний. И устроил из этого спарринг-семинар для тех, кто еще ничего не понимает в культуре.
Сначала действующий министр неожиданно для всех заявил: “Национальный музей уже становится центром мирового искусства. - И, мучительно задумавшись, добавил: - Предстоящая выставка, которая будет проходить в Национальном музее, она уже вызывает огромнейший интерес среди любителей не только музейного дела, но и вообще в целом искусства”.
Затем слово дали бывшему министру, который с ходу стал расхваливать подведомственный ему музей, успевая при этом отвечать на вопросы ремесленников пера и диктофона, но совершенно забыв о чайной церемонии. И только когда ему задали вопрос о предстоящей EXPO, директор музея передал слово своему преемнику.
“Перед министерством поставлена конкретная задача - культурная программа, которую мы сейчас формируем, потому что это уникальная возможность в рамках EXPO. Мы должны показать не только культуру Казах­стана, но и мировые шедевры”, - обрадовался возможности хоть что-то умное сказать Мухамедиулы.
Правда, лучший друг мастеров культуры благоразумно умолчал о том, какие именно мировые шедевры он собрался показывать гостям выставки.
А тут еще вездесущие злые языки прописали в соцсетях потом, что на постерах, рекламирующих оперный спектакль Джузеппе ВЕРДИ “Аида”, вместо эфиопской принцессы Аиды почему-то изображена египетская царица Нефертити. Должно быть, авторы постера плохо выучили урок. Ибо не зря говорят в КТУ местные чиновники: “После хорошего урока жди большой перемены”.

Рашид ГАРИПОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть