9179

Дитя порока и раздора

Казахстан оказался втянут в громкие разбирательства на международном уровне, связанные с репродуктивными технологиями

21 июля 2012 года в Алматы на свет появились две очаровательные девочки. Но вырасти в полноценной семье, рядом с мамой и папой, малышкам не суждено: биологическими родителями детей стали казахстанская суррогатная мать и гражданин Испании с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Два года назад, когда пара геев из Испании решила попытать счастья стать родителями в Казахстане, воспользовавшись услугой суррогатной матери, Джозеп Мария ПИНЬОЛ КУЭЛЬА и его партнер итальянец Джанлука КОРОНА и не подозревали, каким непредсказуемым и печальным окажется финал. Да и 27-летняя жительница Талдыкоргана Елена (имя изменено по этическим соображениям. - А. А.), ставшая суррогатной матерью, вряд ли думала, что ей, незамужней одинокой матери, когда-нибудь на голову свалится счастье родить себе и вырастить еще двух дочерей.
Как получилось, что молодая женщина, решившая поправить свое финансовое положение за счет участия в программе суррогатного материнства ТОО “Центр экстракорпорального оплодотворения” (ныне Институт репродуктивной медицины), окажется генетической матерью новорожденных детей, предстоит выяснить компетентным органам.
Все началось в 2010-м, когда по приглашению организатора некоего агентства HESTIA Галины КОСТЮКОВОЙ Испанию посетил тогдашний директор Алматинского центра экстра­корпорального оплодотворения (ЭКО) Вадим ПОЛУМИСКОВ. Причем на Испанию выбор пал не случайно: Галина Костюкова, являющаяся гражданкой России, имеет в этом европейском государстве вид на жительство.
По некоторой информации, визит казахстанского доктора прошел на ура: у многих испанских пар, особенно с нетрадиционной сексуальной ориентацией, появилась надежда стать родителями, воспользовавшись услугами суррогатного материнства в Казахстане.

И вот летом 2011-го в Алматы прилетела испанская пара геев, давно мечтавшая стать родителями. Начались переговоры с клиникой, поиск женщины - донора яйцеклеток для оплодотворения путем ЭКО, а также суррогатной матери. Заказчиком ребенка выступил испанец Джозеп Мария Пиньол Куэльа, готовый за полный спектр услуг заплатить 100 тысяч долларов.
Роль переводчика в переговорных процессах взяла на себя Галина Костюкова: у нее имелся диплом об окончании самого престижного в Казахстане государственного университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана.
В августе 2011-го испанец с представителем агентства HESTIA обратился в ТОО “Центр экстракорпорального оплодотворения”, где был заключен договор о заборе биоматериала для дальнейшего оплодотворения донорских яйцеклеток. Донором выступила та самая 27-летняя Елена, у которой в центре была анкета на участие в суррогатном материнстве, о чем 12 августа 2011 года ТОО “Центр ЭКО” заключило с ней договор. В документе четко оговаривается: Елена за 175 тысяч тенге продает яйцеклетки реципиенту, после чего не имеет права претендовать ни на установление личности реципиента, ни на детей, которые родятся после оплодотворения донорского материала. То есть в данном случае четко соблюдалось главное правило донорства - анонимность. Это означает, что с момента продажи яйцеклеток Елена не должна знать ни заказчика, ни суррогатную мать, которая выносит оплодотворенный эмбрион.
К несчастью, первая попытка искусственного оплодотворения не увенчалась успехом: эмбрион не прижился в теле суррогатной матери. Было принято решение найти другую женщину для вынашивания. Через три месяца, в октябре 2011-го, по согласованию с заказчиком клиника предложила выполнить эту роль самой Елене.
Между Джозепом Марией Пиньол Куэльа и Еленой был составлен нотариальный договор о суррогатном материнстве. Причем в этом документе было конкретно оговорено: носитель эмбриона (суррогатная мать то бишь) не должна являться как биологическим родителем, так и родственницей ни ребенка, ни его родителей.
Тем не менее на пятом месяце беременности Елена, по ее словам, совершенно случайно узнала, что носит под сердцем не чужих детей, а своих! Иными словами, в клинике ей были подсажены те самые эмбрионы, что образовались после оплодотворения ее яйцеклеток спермой испанского заказчика еще в ее донорском статусе. Уже после родов генетическая экспертиза подтвердила родство Елены и ее малышек с вероятностью почти 100 процентов.
К тому времени заказчики выплатили казахстанской стороне почти всю оговоренную сумму, однако забрать детей к себе в Испанию так и не смогли: отдавать и тем более продавать за деньги собственных детей Елена категорически отказалась.

Несмотря на все попытки Галины Костюковой до конца исполнить свои обязательства перед испанцем, на родину он и его парт­нер были вынуждены вернуться без денег и, что самое главное, без детей, которых они так ждали.
В одночасье ставшая матерью троих детей Елена намеревается через суд обязать клинику содержать новорожденных девочек-двойняшек до достижения ими совершеннолетия. Неоднократные ее попытки привлечь ответственных лиц центра к уголовной ответственности оказались безуспешными.
Страсти тем временем кипят и в далекой Испании. Пока в Алматы делами Джозепа Марии Пиньол Куэльа и Джанлуки Корона занимаются местные юристы, испанцы поднимают шум у себя на родине. Они готовы через испанских правозащитников привлечь к участию в разрешении своей проблемы международные организации. И что самое интересное, претензии у несостоявшихся родителей-геев есть только к Галине Костюковой, которая организовала для них всю эту провальную кампанию. Ни клиника, ни Елена, по их мнению, совершенно не виноваты в том, что им пришлось заплатить такие огромные деньги.
Джозеп Мария Пиньол Куэльа во что бы то ни стало намерен привлечь свою обидчицу к уголовной ответственности. По нескольким его заявлениям в возбуждении дела против Галины Костюковой было отказано за отсутствием события преступления. Но с мнением следственных органов не согласилась алматинская прокуратура, которая 6 февраля 2013 года возбудила против Костюковой уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса - 325 (подделка документов) и 177 (мошенничество). Во-первых, правоохранительные органы предполагают: диплом КазГУМОиМЯ им. Абылай хана, который использовала Костюкова для ведения переговоров, оказался подложным. Во-вторых, следствие утверж­дает: “Костюкова Г.В., достоверно зная о нетрадиционной сексуальной ориентации гражданина Испании Джозепа Марии Пиньол Куэльа и невозможности воспользоваться им в Казахстане услугами суррогатного материнства, ввела его в заблуж­дение, путем обмана и злоупотребления доверием похитила его деньги в крупном размере”.

За комментариями по поводу сложившейся ситуации мы обратились к директору Института репродуктивной медицины Тамаре ДЖУСУБАЛИЕВОЙ, которая категорически не признает вину центра в том, что суррогатная мать в их клинике оказалась генетической, и утверждает, что заказчик, он же собственник оплодотворенных эмбрионов, самостоятельно выбирал суррогатную мать, которой могла быть в том числе и Елена.
- Ситуация была такой: Елена принесла нотариально заверенный договор о суррогатном материнстве, причем он был заключен с одиноким испанским мужчиной, наш врач принял документ, - рассказала нам Тамара Муфтаховна. - За несколько месяцев до этого эта же женщина была донором яйцеклеток, которые она продала испанцу за 175 тысяч тенге, после чего они были оплодотворены и стали эмбрионами. С того момента, как донор отказался от своего биологического материала, он не является его собственностью! Об этом гласит Кодекс РК “О здоровье народа и системе здравоохранения”. Еще до того, как заключить договор о суррогатном материнстве с испанцем, она письменно отказалась от своих яйцеклеток, в связи с чем теперь уже не может предъявлять никаких прав на своих генетических детей, которые родились после оплодотворения ее материала. Понимаете? Так что клиника ничего не нарушила. Вот если бы после заключения договора о суррогатном материнстве у Елены были взяты донорские яйцеклетки, оплодотворены, а затем ей же подсажены, это было бы нарушением.
Теперь перед следственными органами стоит непростая задача разобраться в весьма деликатном и очень запутанном деле: будут ли у девочек два папы или одна мама?

Александра АЛЁХОВА, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: alyokhova@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть