3333

Где-то рядом с Гондурасом...

Их соседи даже не догадываются, что в скромном доме на тихой улочке Семея живет экс-советник министра здравоохранения Никарагуа вместе с женой - народным врачом этой же республики. Альбина Федоровна и Виктор Васильевич ГОНЧАРОВЫ просто не считают нужным об этом рассказывать. Как и о том, на что они потратили внушительную сумму американских долларов, заработанную с риском для жизни в стране, охваченной огнем революции. Но для “Времени” супруги сделали исключение.

Ему 77 лет. Она на два года его младше. Вместе они прожили 55 лет. А влюбились первокурсники Аля и Витя с первого взгляда за три недели до начала учебы в Семипалатинском мединституте. Отгадайте, где? В товарном вагоне, увозившем студентов в Жарминский район на подмогу колхозникам в сборе урожая!
- Это был знак, что мы, как цыгане, проведем жизнь на чемоданах! - смеется Альбина Федоровна.
Сразу после окончания мединститута молодоженов направили на практику в Маканчи. С молодых лет зарекомендовав себя хорошим организатором, Виктор Васильевич начал получать одно за другим назначения в те регионы Казахстана, где медицина нуждалась в срочной реанимации. А после того как он за пять лет с нуля создал в новой Тургайской области отлаженную систему здравоохранения, пришла телеграмма из Минздрава СССР: просим дать согласие на командировку Гончарова в Никарагуа на два года!
- Отойдя от шока, я выпалила: а что это такое? - смеется Альбина Федоровна. - Секретарь обкома вздохнул: будем искать на карте… “Вот, - показывает. - Государство в Центральной Америке, между Гондурасом и Коста-Рикой”.
15 часов полета - и казахстанцы попали в другой мир! Тропики с неземными сиреневыми закатами, сезонами дождей и фантастической растительностью завораживали. Альбина Гончарова с удивлением открыла для себя, что ананасы растут как капуста. Но наслаждаться тропической красотой Гончаровы могли в основном лишь из окошка автомобиля по маршруту работа - дом и обратно. Выходить на улицу без сопровождения двух автоматчиков им запрещалось! Ведь советские специалисты - отличная мишень для коммандос.

Виктору Васильевичу пришлось совмещать свою основную должность - советника министра здравоохранения Республики Ника-
рагуа - с обязанностями руководителя бригады советских врачей и координатора госпиталя Красного Креста. А Альбина Федоровна чуть ли не круглосуточно дежурила в единственном детском госпитале в столице Никарагуа - Манагуа. Палата с ее больными превратилась в отделение интенсивной терапии. Местные коллеги передавали ей самых тяжелых больных.
- Мне пришлось столкнуться с болезнями, о которых я раньше имела представление только по учебникам! - восклицает она. - Бери-бери, цинга, тропическая лихорадка, крайняя форма истощения…. Часто встречалась септическая форма пневмонии, когда ребенка лишь чудом удавалось вытаскивать с того света!
Дважды правительство Никарагуа просило продлить еще на год командировку Гончаровым. Но больше четырех лет оставаться было нельзя…
В Аркалык Альбина Федоровна вернулась с почетным званием “народный врач Никарагуа” и… отличным знанием испанского языка. За время отсутствия Гончаровых на окраине города открыли дом-интернат для детей с глубокой умственной отсталостью. Когда Альбине Федоровне, работавшей до отъезда в Никарагуа главным врачом городской детской больницы, предложили стать директором интерната, она сначала опешила, но потом согласилась.
Под ее опекой оказались дети с тяжелейшими патологиями. Некоторых родители держали по 10 лет под замком в кладовках, скрывая даже от соседей. Но Альбина Федоровна не собиралась их прятать за высоким забором.
В 1995 году она добилась того, что четыре воспитанника Аркалыкского интерната приняли участие во… всемирных специальных Олимпийских играх в Америке! Все четверо вернулись с золотом!
- Олимпиаду для людей с отклонениями в умственном развитии еще в 1968 году организовала сестра президента США Юнис КЕННЕДИ ШРАЙВЕР. Она считала, что дверь им в большой мир откроет спорт! Когда наши дети поднялись на высшую ступень пьедестала почета, я плакала! - вспоминает Альбина Федоровна.

Тогда будущим олимпийским чемпионам из Аркалыка удалось съездить на летние Игры, проходившие в Йельском университете в штате Коннектикут, за счет спонсорской помощи Тургайского бокситового рудоуправления. Но когда через два года детям предстояло ехать на зимнюю Олимпиаду в Канаду, бокситовые рудники в Аркалыке оказались в руках американцев - соотечественников той самой Юнис Кеннеди Шрайвер. Вот только в их планы не входило никому помогать…
- У меня нет привычки плакаться, жаловаться, - говорит Альбина Федоровна. - Муж все понял сам. Снял со счета наши “никарагуанские” деньги - 10 тысяч долларов - и сказал: “Пусть дети едут! Зря, что ли, готовились?”.
Уже другие четыре ребенка по-ехали на Олимпийские игры в Канаду. И снова все четверо завоевали золото!
Жена с хитрым прищуром спрашивает у мужа:
- Не пожалел?
Виктор Васильевич со смехом разъясняет:
- Это она так дразнится! Знает же, что ни на минуту не усомнился, что поступил правильно!
Альбина Федоровна кивает:
- А как же иначе? Всегда на работе меня окружали дети! Но счастья материнства так и не удалось испытать… А материнский-то и отцовский инстинкты у нас никуда не делись! Вот наша любовь и досталась детям из Аркалыка и Никарагуа.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей, тел. 87055245953, e-mail: lana_semey@mail.ru

Поделиться
Класснуть