1908

Карта попёрла

Фиолетовую картину не купили. Жаль. На нее возлагались надежды. Причем большие. Это была работа на заказ, счастливый случай, когда владелец твоего творения известен заранее и ты созидаешь не только с вдохновением, но и с уверенностью: полотно с нетерпением ждут.
Фон стал насыщенно фиолетовым, а цветочная икебана легко расположилась на нарисованной вазе. Радмира Асматуллаева собирала букет, думая о том, как он будет радовать женщину, которая заказала картину.
Это же был первый заказ!
Гульбанум радовалась радости дочери.
А когда картина была завершена, заказчица раздумала. Возможно, охладела к произведениям декоративно-прикладного искусства. Может, просто забыла о заказе.

* * *

Когда родилась девочка - долгожданный первый ребенок! - маме врач-невропатолог объяснила, что от ребенка надо отказаться - ДЦП. Гульбанум, оглушенная приговором, слушала, какое бесперспективное будущее ждет ее ребенка. “Из нее человека не получится”, - так и сказали.
Наверное, не надо спешить обвинять медиков за такие откровенные разговоры с мамами детей-инвалидов.
Таковы реалии: только в спецучреждениях, где все профинансировано, выделены деньги из бюджета, имеются специалисты узкого профиля, которые могут работать с такими детьми, и еще как-то оказывается помощь.
Альтернативных вариантов 15 лет назад не существовало, или, скорее, существовал один: остаться родителям один на один с проблемой.
Родители девочки этот вариант и выбрали.
Более того, мама девочки признается: чем сильнее ее убеждали, что ребенок необучаемый, тем сильнее ей хотелось доказать обратное.
Вот такой у нее характер.

* * *

Про отца девочки Гульбанум не говорит ничего плохого.
Развелись. Не совпадали характерами.
“Я была озабочена тем, что мне надо ребенка дальше развивать, обучать его. А муж сказал: успокойся…”
Расстались, когда у них уже было двое детей.
Она хотела, чтобы дочь ее говорила.
И та заговорила!
Победой было даже то, что дочь начала перелистывать страницы детской книжки: ей было интересно, что на следующей странице. Мама ликовала: дочь могла управлять пальчиками!

* * *

Однажды Гульбанум стояла у плиты, и пятилетняя Радмира просила ей дать горячий блин. Мама, разливая на раскаленную сковороду тягучее тесто, ответила:
- Если очень хочешь, встань и возьми сама со стола.
Сказала на автомате.
И тут случилось чудо. Девочка встала. Мама бросилась навстречу. Какие блины? Мама их больше в тот день не пекла, а дочь забыла о своем желании, они закрепляли упражнение: встать, еще раз встать.

* * *

Гульбанум могла стать часовщицей. Училась у знаменитой на всю страну династии Шерхановых чинить-починять определители времени, собирая крошечные винтики-колесики. Какая карьера? Какая работа у женщины, у которой ребенок с тяжелой формой ДЦП? Одна работа - мамой. 24 часа в сутки. Правду говорила ей врач: будет тяжело. Врач только не сказала, как окрыляют маленькие победы вроде той, связанной с блинами.
Когда в семье родился братик, мама стала хитрить. Ой, жаловалась, как мне тяжело достать с полки ползунки, принеси ты их мне. Девочка несла. Сними белье с веревки. Девочка поднималась на цыпочки. И даже бралась за утюг, чтобы разок-другой провести по пеленкам.
- Умница, - хвалила мама, - мы еще с тобой в школу пойдем.

* * *

Пошли в школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вернее, учителя стали приходить на дом.
Потом понадобился логопед. Мама долго искала специалиста. Потом сама пошла и выучилась, чтобы научить дочь правильно произносить звуки и слова.
Ходила в организации, занимающиеся с детьми-инвалидами, - САТР и АРДИ, приходила домой и повторяла старательно увиденные упражнения с дочерью. Шила сама пуфики и валики, мастерила крохотные гантели. Это уже от нехватки средств.
И учила дочь мечтать.

* * *

Декоративно-прикладному искусству учились в АРДИ.
Чтобы дочь не забывала о своих пока несбывшихся мечтах, к которым надо стремиться, мама на листе формата А3 предложила ей заполнить карту мечтаний.
Радмира вырезала картинку с выставки картин и приклеила на карту.
На сегодняшний день она участник более пяти выставок. Ее пригласили на фестиваль-конкурс юных художников “Пражская акварель”.
И вот тут тема денег, с которой так старательно справлялась мама, встала в полный рост. Оплата проезда и проживание стоят 240 тысяч на человека. 480 - на двоих.
Девочка решила продавать свои картины, чтобы собрать на авиабилеты. Продала одну. Приняла заказ на вторую. Ну а дальше вы знаете…

* * *

Вы не знаете другого.
Когда стала сбываться карта мечты дочери, мама взяла и составила себе такую карту. Свою личную. А что?! Дочери уже 15 лет. Сыну - 11. Можно и самой помечтать. Самое время.
Мама пожелала себе женского счастья.
Тысячи других женщин в подобных ситуациях ставят крест на личной жизни.
Мама девочки не из их числа. Она же должна быть примером для девочки.
Вы не поверите, но в том же городе, где живет Гульбанум с детьми, правда, совсем в противоположном районе, живет Виждан, который мечтал встретить удивительную женщину своей мечты. Он проговаривал мечту вслух и даже теорию аффирмации (воплощения желаний) изучал.
Но теории теориями, а познакомили их случайно друзья.
Маму провожали на свидание дочь с сыном и просили не волноваться за них, даже не звонили на сотовый.
Мужчину отправляли на свидание дочь и два сына, приговаривая: “Ну что тебе дома сидеть, иди погуляй”.

* * *

Теперь у Гульбанум и Виждана на двоих пятеро детей. Вот уже три месяца они живут вместе.
У Радмиры появились еще два брата и старшая сестра Ирада, 19 лет, которой можно доверять свои девичьи секреты. Сестра делает ей прически из косичек.
По всему дому на стенах висят картины.
И весь дом как бы утопает в цветах. Даже ранней весной, когда их на клумбах в палисаднике нет.
Ирада, как и ее папа, считает, что у Радмиры талант, которому надо помогать.
Но, увы, и у Виждана нет 480 тысяч тенге, чтобы отправить девочку в Прагу на международный конкурс. Он работает водителем на своем автомобиле в одной частной фирме. И у него очень мало времени: девочка должна лететь на конкурс “Пражская акварель” в первых числах мая. Через месяц.

* * *

Фонд “Инаят” провел благотворительный концерт и передал девочке 90 тысяч тенге.
Осталось собрать 380 тысяч.
Радмира уже поняла: маме с Вижданом не справиться с такой суммой. Если только люди не помогут. Сама же она в своей карте мечтаний загадала: когда станет настоящим художником, будет всем помогать.

Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: ismailova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть