3913

Я хочу шить!

Увлекшись модой, 18-летний Ярослав КАРЧУГАНОВ оказался… не в тренде. Кем должен стать парень из детского дома? Грузчиком. Сантехником. Слесарем. Кутюрье?! Вы шутите?!

Он был обречен стать изгоем. Объектом насмешек, обидных шуток и жертвой простоватых сверстников. Должен был сломаться.
…Две недели назад Ярослав Карчуганов стал одним из главных фаворитов республиканского конкурса модельеров в Таразе. А ведь дорога к подиуму могла закончиться, так и не начавшись.
- Мне хочется сшить такое платье, которое захотят примерить все девушки на свете! - говорит Ярослав и улыбается.
Он застенчив. Нервно мнет в руках диплом лауреата конкурса. Его… оценили! Он до сих пор не может поверить в победу.
Его жизнь едва ли напоминала подиум.
Ярослав не знает своих родителей. На вопрос, не пытался ли он когда-нибудь их найти, лишь пристально смотрит исподлобья. Зачем? Уже чужие люди…
- Я родился в доме малютки, - коротко, резко говорит он и отводит взгляд. - Вот так...
Парень, который не привык жаловаться.
В Серебрянском детском доме он провел большую часть своей жизни.
- Было по-разному, - кратко характеризует свое детство, отрочество и юность Ярослав.
В это емкое определение вмещается многое.
Стычки с ровесниками, не желающими принимать парнишку, который наряжает кукол.
Одиночество и отсутствие друзей: общаться с изгоем не в правилах обитателей детского дома.
Проблемы с речью и заикание. Насмешки.
Тоскливые будни. Унылые вечера.
Яркие лоскутки ткани, из которых можно сшить платье для мечтающей об обновке.
- В 12 лет я занял первое место в конкурсе модельеров в детдоме, - говорит Ярослав, чуть-чуть запинаясь. - Соревновался со старшеклассницами и все равно победил.
Машинки и пистолеты он выменивал у сверстников на кукол, которые недоумевающие пацаны из детдома таскали у девчонок.
- Мне было пять лет, когда впервые взялся за иголку, - вспоминает Ярослав. - Одна девочка попросила для ее куклы сделать костюм, а у меня вышло на три размера больше! Можно считать ее моей первой учительницей кройки и шитья: стояла над душой, пока я кукольный наряд не переделал!
С тех пор Ярослав к каждой модели относится с особым вниманием.
- Девчонки толпами бегают, просят им что-нибудь сшить, - признается юный кутюрье. - Мне не жалко. Говорю, вы ткань принесите, больше ничего не надо.

- Совсем ничего не просишь взамен?
- Конечно, нет, это же мои подруги! Зачем мне подарки? Я им всегда помогаю просто так. Хотя иногда мне тоже помогают. Задачку сложную по математике решить…

Вот только себе начинающий модельер одежду не шьет. Говорит, времени не хватает.
- Но когда-нибудь найду минутку, что-либо сошью. Буду ходить в эксклюзивной одежде от самого себя, - смеется мальчишка.
Ярослав попал в усть-каменогорский колледж сферы обслуживания из Серебрянского детского дома по распределению. Преподаватели поначалу качали головами: не успевает по основным предметам, замкнут, плохо идет на контакт со сверстниками.
Зато рисует, занимается прикладным искусством, танцует, поет, шьет одежду, делает прически. И обещает учителям: “Я вас еще прославлю!”.
- Наш Ярик - настоящий талант, - признается наставница парня заместитель директора колледжа Галина ХАРЬКОВСКАЯ. - Берет шесть метров ткани, коробочку с булавками, а через полчаса… перед нами платье без единого шва сложнейшего фасона! Он накалывает материал на манекене без эскиза, все держит в голове.
Учителя не сомневались, стоит ли отправлять Ярослава на конкурс модельеров в Тараз, хотя соперничать ему предстояло с академиями и домами моды, выпускниками искусствоведческих и дизайнерских факультетов из Алматы, Астаны, Тараза.
- Отослали эскизы Ярослава на рассмот­рение комиссии, - рассказывает Галина Харьковская. - Члены комиссии - представители известных модных домов Испании, Шри-Ланки, Китая, России и Казахстана. Им понравилось творчество молодого модельера, и они пригласили его на конкурс… за два дня до начала!
Шить коллекцию из десяти моделей пришлось чуть ли не ночами.
- Мы создали линию pret-a-porte в основном в классическом стиле, - говорит начинающий модельер.
- Когда пришло время показа, спохватились, что виновник торжества выглядит не как настоящий кутюрье, - вспоминает Галина Харьковская. - Но Ярик и тут не стал унывать. Взял лишний отрез от юбки, ушел в гримерку. Вышел в стильном шарфе. Обычный кусок ткани.

Еще один казус - в поездке потерялся головной убор одной из моделей.
- Я не растерялся. Сделал тюрбан из черной органзы, - говорит Ярослав. - Прямо на себе. Так удобнее. Подошел к зеркалу и придумал, как его скрутить из цельного куска ткани.
Жюри не могло не заметить среди 34 профессиональных дизайнеров 18-летнего самородка из училища.
- Еще когда на сцене стоял, придумал новую коллекцию, - признается Ярик. - В конце апреля, думаю, уже будет готова. Я хочу сам изготовить не только платья, но и украшения, сделать прически, макияж, поставить полностью дефиле. Мне кажется, этим должен заниматься один человек.
В колледже удивляются, как у целеустремленного мальчика хватает на все времени.
- Я бы хотел создать образ для… королевы или принцессы, - признается юный кутюрье. - Что-нибудь сказочное. Невероятное.
На вопрос, есть ли королева сердца у самого модельера, парень невозмутимо отвечает:
- У меня есть привязанность к девочке, но это личное, не хотелось бы афишировать. Я считаю, сейчас рано говорить о чувствах. Прежде всего - учеба. Вот окончу колледж, потом подумаю.
Мечтает Ярослав не о парижских модных домах и не о мировой славе.
- Я хочу, чтобы в моей семье было шесть дочек и я бы их всех наряжал, - улыбается паренек. - А своей невесте сошью свадебное платье сам: оно будет пышное, белое, с перьями на плечах, как у ангела…

Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск, тел. 8-7771778287, e-mail: vko@time.kz, фото Оксаны ДЕРГАЧЕВОЙ

Поделиться
Класснуть