4156

В династии - сила

Как-то представители большой семьи Жанысовых решили подсчитать, сколько лет они все вместе отдали родной для себя железной дороге. Цифра получилась немаленькая - 287. До юбилейных трехсот лет осталось не так уж много, династии железнодорожников Жанысовых она вполне по плечу.

На улице совсем весенняя погода. Жарко. В кабинете нашего героя - главы династии Жанысовых - Жумабая Жанысовича, заместителя директора одного из подразделений магистральной сети АО “НК “Ќазаќстан темiр жолы” в городе Алматы, открыто окно. Внутрь то и дело врываются паровозные гудки. Протяжный звук - тишина. Снова меланхоличное пение локомотива. И опять пауза. К этим мелодиям Жумабай Жанысович давно привык - на железной дороге он уже 35 лет. И все звуки, которыми она полна, стали для него родными.
Наш герой никогда не думал, что станет железнодорожником. Вместе с родителями - простыми скотниками - он жил в небольшом ауле в Кызылординской области. Времена были непростые. Жумабай и поезд-то увидел, когда ему исполнилось 12 лет. Тогда он приехал к старшему брату, который жил на станции Аральская, чтобы дальше учиться в школе.
- Помню, как я наблюдал за проходящими поездами и все время думал: “Как же он доедет до Москвы? Ведь он движется так медленно”, - улыбается Жумабай Жанысович.
Конечно, сейчас ему, выпускнику Ташкентского инженерного института железнодорожного транспорта, эти детские сомнения кажутся смешными. Но тогда он с интересом изучал поезда, а на людей, которые ими управляют, смотрел как на существ с другой планеты.
- У машинистов в те времена были специальные саквояжи. Они казались мне такими красивыми, - вспоминает наш герой. - А сами “водители” локомотивов - подтянутые, всегда аккуратные, форма - с иголочки. Старший брат, который уже был железнодорожником, иногда брал меня с собой на работу, и мы вместе ходили в столовую. До сих пор помню, что там было дешево и вкусно. Я видел, как железнодорожники отдыхают - чистота, уют, белая постель. А я мальчишка из многодетной семьи. Отец умер, когда мне еще и десяти лет не было - мама одна нас тянула. Ну что мы видели? Уже в то время я стал задумываться о том, что железная дорога - это целый мир, и я хотел бы быть его частью.

Жумабая Жанысовича всегда интересовала техника. В то время только стали появляться телевизоры, и он все время пытался понять, как же эта коробочка работает. А почему радио говорит? И как один маленький локомотив тащит за собой такое количество вагонов, а управляет всем этим один человек? После школы Жумабай решил поступать в институт на факультет автоматики, телемеханики и связи. А через пять лет он по распределению приехал работать на небольшую станцию в Кызылординской области.
- Нас, выпускников разных вузов, приехало человек тридцать, - рассказывает Жумабай Жанысович. - Помню, комаров в том месте было - тьма. От этого кровососущего нашествия особенно страдали наши девчонки. Но это, конечно, мелочи, о которых я сейчас вспоминаю с улыбкой. На самом деле времена были чудесные. Я всему учился, было столько нового и интересного, к тому же получал я 200 рублей, тогда это были большие деньги. Когда мне выдали первую зарплату, поехал к маме. Отдал деньги ей - она рассчиталась со всеми своими долгами и была очень счастлива, что сын встал на ноги.

Жумабай Жанысович уверен в том, что железнодорожники - это особая каста, одна большая семья. За свою долгую жизнь на дороге он не раз в этом убеждался. Когда только начинал работать, несколько месяцев жил у своего начальника. Ел и пил вместе с его семьей, жена наставника стирала и гладила его вещи, и за это никто не просил ни копейки. Потом и сам Жумабай Жанысович частенько оказывался в роли гостеприимного хозяина.
- У энергетиков на железной дороге жизнь не нормирована, - объясняет Жанысов. - В любой момент в самой глуши может случиться авария. Приезжает к тебе человек, чтобы устранить неполадки. Расстояния между станциями немаленькие, поработал, закончил ночью. Куда его отправлять? Приходили ко мне домой. И моя жена их всех принимала - она у меня понимающая.   
Он был директором на шести предприятиях железной дороги. Работал в семи областях, а сколько в его жизни было станций, уже и не припомнить. С 2006 года мужчина с семьей обосновался в Алматы. Его дети тоже связали свою жизнь с железной дорогой. Дочь Жумабая Жанысовича, Эльмира, наливает нам чай. Она всегда рядом с отцом.
- Я всегда знала, что моя жизнь будет связана с железной дорогой, потому что папа там работал, и я видела, что это надежная и серьезная организация, - говорит Эльмира. - Я переводчик с казахского на русский, занимаюсь подготовкой писем, документации - ведь и на железной дороге много разных профессий, и все они нужны.  

В списке под названием “Династия Жанысовых” 16 человек. Сембай АЙТМАМБЕТОВ - брат Жумабая Жанысовича, 32 года проработал осмотрщиком вагонов на станции Саксаульская Кызылординсокй области, еще один брат - Сисенбай, начальник ЭПУ (электронные приборы и устройства) Уштобинской дистанции элект­роснабжения, на железной дороге уже 26 лет. Столько же лет отдал родному предприятию племянник Жанысовых - Омирхан УТЕГЕНОВ, он электромонтер на станции Актогай. Не отстает от старших и молодое поколение семьи Жанысовых.  
- В нашей семье восемь детей - пять братьев и три сестры, - говорит Жумабай Жанысович. - Все мужчины пошли на железную дорогу. А племянники, глядя на меня, тоже захотели стать энергетиками. С такой профессией без куска хлеба никогда не останешься - хороший энергетик нужен всем.
В династии Жанысовых есть представители самых разных железнодорожных специальностей: машинисты, энергетики, экономисты, осмотрщики вагонов, инженеры-технологи, грузовые диспетчеры, дежурные по станции.

- Мне кажется, династия в любой профессии - это очень хорошо, - говорит Жумабай Жанысов. - Ведь ее представители передают опыт из поколения в поколение. Мои дочери выросли среди железнодорожников. Они с детства знали и о наших традициях, порядках. Им не нужно было рассказывать о плюсах нашей профессии, убеждать в том, что железная дорога - это особый мир. Мы - живое доказательство того, что железная дорога - это стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Связь поколений очень важна: чем сильнее она, тем прочнее наша отрасль. Думаю, нужно больше внимания уделять представителям железнодорожных династий. Ведь, к примеру, не у всех хватает денег на обучение в вузе, может быть, ввести какие-то льготы при поступлении для ребят, которые хотят продолжить династию.

- Вы бы хотели, чтобы ваши внуки работали на железной дороге?
- Очень бы хотел. Не берусь судить, какой будет железная дорога лет через десять-пятнадцать, но поезда все равно никуда не денутся.

Недавно в большой железнодорожной семье Жанысовых был праздник: 12 апреля отмечали день рождения старшего брата Бактыбая (на снимке) - ему исполнилось 70 лет. Родня съехалась в Алматы со всего Казахстана. Он первым пришел на железную дорогу в январе 1961 года - работал контролером. Потом отслужил в армии, а когда вернулся, стал помощником машиниста тепловоза. Через три года молодой Бактыбай уже сам мог им управлять. Сколько в его жизни было дорог - не счесть.

- Никогда не пробовали подсчитать количество километров, которые вы проехали? - спросила я Бактыбая Жанысовича.
- Что вы, никаких цифр не хватит, - засмеялся он в ответ.

Железнодорожник 40 лет управлял пассажирскими поездами, в 2003 году ушел на пенсию. Скучает жутко и не боится в этом признаться. При любой возможности приходит на железную дорогу, общается с коллегами, смотрит, что нового появилось в его профессии, и всегда старается хотя бы недолго посидеть в кабине электровоза. Это согревает душу и навевает воспоминания.
- Мне часто снятся поезда, - признается он. - Иногда вижу, будто управляю тепловозом, горят светофоры. Железная дорога, на которой прошла вся моя жизнь, не отпускает. Пока здоровье позволяет - путешествую, всегда покупаю билеты только на поезд. В дороге разговариваю с проводницами, сравниваю, что было раньше и что сейчас. И вспоминаю былые времена.
Бактыбай Жанысович даже на пенсии не потерял связь с железной дорогой, его дети и племянники пошли по его стопам. Скоро подрастут и внуки, которые, возможно, продолжат династию Жанысовых.

Ольга СТЕПАНОВА, фото Тимура БАТЫРШИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть