4124

С чего начинается Родина

Дом обыкновенный, подъезд стандарт­ный и лифт такой же. А выйдешь на этаже, где живет пятнадцатилетняя Вероника БОГДАНОВИЧ, и как будто в другое измерение попадаешь. Лестничная площадка украшена цветами в горшках, стол и стулья - для удобства во время соседских посиделок. Мужчины здесь могут и в шахматы поиграть.
Вероника рассказывает, как все лето путешествовала по миру и скучала по дому.

Ясно, конечно, что она скучала по маме и бабушке.
Но когда видишь этот уют, с любовью созданный жильцами последнего этажа монолитного дома, как-то яснее становится, что ли, почему у девочки в каникулярное лето с каждым днем нарастало желание вернуться домой.
Отдыхала Вероника сначала в Прибалтике, где живет ее отец.
Девочка многие годы ездит к нему. Папа когда-то туда уехал, рабочая версия в семье - что из-за здоровья. Вероника приезжает, они с отцом не могут наговориться в первые дни, потом она гуляет по городу, всматривается в лица. Не то чтобы считает, сколько прохожих улыбается, но все равно как-то идет процесс сравнения. К отъезду девочка делает вывод, что дома, в Казах­стане, люди улыбаются чаще.
Хотя вполне возможно, что Вероника искала подсознательно на улицах красивого прибалтийского города улыбку своей мамы, желательно, чтобы встретились еще и улыбка бабушки, и улыбки друзей. И вывод был скорее эмоциональным, нежели статистическим.
Как вполне взрослый человек - ей на этой неделе исполнилось 15 лет - Вероника считает своих родителей самыми лучшими. Мама не препятствует тому, чтобы она лето проводила у отца, а отец не пытается выкрасть ее в другое государство или говорить что-то плохое о ее маме.
- Я по телевизору вижу, какие скандалы устраивают взрослые из-за детей! - искренне недоумевает Вероника.
Это ж так очевидно: жить в гармонии со всем миром можно только тогда, когда есть гармония взаимоотношений в семье.
Этим же летом Вероника была в России. Там ее дедушка - мамин папа - и тетя, мамина сестра.
С ними не то чтобы проще. С ними ничего не надо сравнивать. Они переехали в соседнюю страну из Алматы.
Там все похоже на то, как дома.
И точки соприкосновения во всем: в отношении к прошлой войне, где героически сражались Вероникины прадедушки, и восхищении Алма-Атой, которая стала теперь Алматы...
Родные люди собрались, с общим прошлым.
Вероника, конечно же, олицетворяет собой будущее всего рода. На ней огромная ответственность. Так получилось - она одна у папы и мамы.
И тот и другая говорят дочери: выбирай сама, где твое будущее.
А бабушка при этом повторяет: время нынче хорошее, время, когда выбор не под запретом.
Еще летом Вероника побывала в Польше.
Там у них тоже родня. Вероника по национальности полька. Она родилась в Польше.
Ну чего уж таить: Польша по некоторым показателям оказалась на ступеньку выше, чем наша страна.
- У них страна приспособлена для туристов, можно подойти к любому поляку, и он станет тебе гидом, - восхищается Вероника. - Там много туристов, а у нас я их очень мало вижу.
Вернувшись из дальних стран, девочка подводит итоги.
- Считаю, что у меня две родины - Казах­стан и Польша.
Уже год девочка учится в алматинской школе, где есть класс с обучением на польском языке. До этого училась в языковой гимназии. Учит казахский.
Помогает маме.
Маме нельзя поднимать тяжести, и Вероника спешит, чтобы мама не носила сумки и пакеты, а их у мамы всегда много. Это добрые люди передают онкологически больным детям.
Мама у Вероники работает в школе при онкобольнице.
Она оставила высокооплачиваемую и интересную работу, чтобы работать в этой школе.
- Мы с бабулей отнеслись нормально к ее поступку, - говорит Вероника. - Мама всегда как хотела, так и делала. Правда, первые дни маме было очень тяжело. Раньше у нее было больше свободного времени.
Мама взахлеб рассказывает о том, какие добрые люди живут в нашей стране, больным деткам везут необходимое, праздники для них устраивают, пытаются сделать их жизнь более комфортной. Вот нужна была душевая кабина - только сообщила она об этом в соцсетях, через два дня кабина была установлена.
Вероника внимательно слушает маму.
За окном их квартиры потрясающий вид, юго-восточная часть Алматы как на ладони.
Рассматриваем. Вот одна площадь, другая, вон горы, вот мединститут.
- Тут будешь учиться? - спрашиваю.
- Возможно, - отвечает, - может, кардиологом буду, а бабуля говорит, что, может, лучше стать онкологом, может, я придумаю что-нибудь для лечения…
В доме не ведут разговоры о том, какая специальность приведет к материальной стабильности (не знаю, насколько это хорошо).
В доме не расписывают перед девочкой прекрасные перспективы жизни за пределами нашей страны (а это, скорее, необычно).
На вопрос о патриотизме дамы трех поколений решили не философствовать.
Мама с бабушкой сказали, что поддерживают выводы Вероники про улыбки казах­станцев и разделяют с ней отношение к ветеранам войны.
*Для Вероники наш гимн связан с теплыми воспоминаниями о детском садике, когда они ходили по кругу спортзала, взявшись за руки, и учили слова, повторяя за воспитательницей. А потом хором пели! Вот теперь, когда звучит гимн страны, память возвращает ее в детство, и Веронике становится от этого хорошо.
*Дважды этим летом за границей Вероника вступала в спор, защищая президента страны. “Он же защищает нас, и мы его должны”, - считает девочка.
*И третий факт. Хотела бы Вероника повесить флаг страны на своем балконе. Высоко бы он развевался, но взрослые говорят, что не положено.
Маму Вероники, Марину НИКУЛИНУ, привела работать в школу при онкобольнице бабушка Вероники Лидия Игнатьевна, которая сама часто бывает в онкобольнице.
Две представительницы одного рода взвалили на себя труд заботиться о других, чтобы им легче жилось рядом с нами. А третья, совсем еще маленькая девочка, растет рядом с ними и помогает.
... Флаг повесить на балконе гораздо легче.

Хельча  ИСМАИЛОВА, фото Владимира Заикина, Алматы

Поделиться
Класснуть