8506

Химия ради жизни

Генерал-майор Шакир Джексенбаев (второй - справа) перед Парадом Победы. Москва, 1945 год.

Мы продолжаем рассказывать о людях, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Сегодня речь пойдет о генерал-майоре Шакире ДЖЕКСЕНБАЕВЕ, внесшем огромный вклад в Победу над фашистской Германией.

Материалы, касающиеся жизни и службы героя, нам предоставил алматинский пенсионер Сансызбай СИТАКАНОВ. Не являясь ни родственником, ни знакомым генерала, он в течение долгого времени собирал информацию о нем в архивах - просто ради того, чтобы сохранить для потомков память о выдающемся соотечественнике. А жизненный путь Шакира Джексенбаева и впрямь был очень интересным.
Родился он 28 февраля 1901 года в ауле Шунгай Урдинского района в Западном Казахстане. В 17 лет Шакир записался добровольцем в рабоче-крестьянскую Красную армию и попал в полковую школу первого Советского образцового киргизского (казахского) конного полка. Так началась его карьера военного.
Великая Отечественная война застала Шакира Джексенбаева в должности помощника начальника химзащиты западного направления. В октябре 1941 года его назначили начальником хим­отдела Брянского фронта, которым командовал Константин РОКОССОВСКИЙ и где в то время складывалась крайне неблагоприятная обстановка - враг теснил советские войска в глубь страны. Тогда-то Шакир Джексенбаев и применил все свои знания в области химии, переоборудовав трофейный фургон в химическую лабораторию. Там вместе со своим отделом он разработал рецептуру начинки для фугасных огнеметов, зажигательных ампул, авиационных бомб и т. д. Кроме того, его команда изобрела зажигательную смесь с очень высокой температурой горения. Перед наступательной операцией Курского сражения в 1943 году генерал В. ТИХОМИРОВ берет Джексенбаева с собой для инспектирования линии Курского фронта и, убедившись в эффективности бутылок с зажигательной смесью, просит обеспечить ими воинские соединения в необходимом количестве. Вот как описывает применение этих средств маршал Рокоссовский: “Мы приступили к созданию прочной обороны на своем участке, в больших масштабах создавались противотанковые и противопехотные огневые заграждения, огневые валы и бутылочные поля. В наиболее опасных направлениях создавались минно-огневые и фугасные поля”.
В разгар войны Шакира Джексенбаева вызвали в Москву для доклада заместителю министра обороны СССР В. АБОРЕНКОВУ, который, выслушав химика, сказал: “Теперь предстоит, невзирая на всякого рода трудности, активизировать действия, смелее вовлекать все имеющиеся зажигательные, дымовые средства. От того, как вы будете действовать, зависит количество потерь с нашей стороны”. Вечером того же дня Джексенбаеву присвоили звание генерал-майора технических войск. Он был первым и единственным казахом, получившим это звание во время войны. За самоотверженную службу его наградили четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и более 10 медалями. Вот как отзывались о Шакире Джексенбаеве высшие военные чины:
- маршал СССР Константин Рокоссовский:
“Предан делу, Родине, в оперативной обстановке ориентируется хорошо и принимает правильное решение по использованию спецхимподразделений. Непосредственным руководством неоднократно помогал Военным советам армий и командирам частей и соединений (3-й, 38-й, 48-й армий). Он уделяет большое внимание применению зажигательно-огнеметных и дымовых средств и подготовке кадров (огнеметные роты ФОГ и РОКС)”;
- командующий Брянским фронтом М. РЕЙТЕР и член военного совета И. СУСАЙКОВ: “Волевой, решительный, грамотный, целеустремленный, руководящий делом химподготовки. Смелый, энергичный, инициативный командир, много способствует наступательным действиям частей фронта”;
- участник Курского сражения генерал-лейтенант П. КРАСОТА: “Он прибыл на передний край обороны нашей дивизии, чтобы лично проконтролировать, как организована противохимическая защита наших войск. Эти преданность делу в большом и малом, стремление и изучение обстановки непосредственно на месте, где разворачивались решающие события, умение инициативно использовать все возможности для успешного химобеспечения боевых операций снискали Шакиру Джексенбаеву глубокое уважение общевойсковых командиров, командиров фронтов и армий, простых солдат. Нельзя не отметить искренность и скромность, его любовь и уважение к боевым товарищам, как живым, так и павшим товарищам, независимо от служебного положения”.
После войны Шакир Джексенбаев служил заместителем начальника химуправления Мин­обороны СССР. Позже он стал начальником 2-го факультета Военной академии химзащиты им. К. Ворошилова, а с 1950 по 1958 год - старшим преподавателем и начальником кафедры Военной инженерной академии им. В. Куйбышева. Выйдя в отставку, работал в Московском ДОСААФе, Московском автомеханическом институте, Московском заводе-втузе им. Лихачева. Умер Шакир Джексенбаев в 1988 году в Москве, похоронен там же на Кунцевском кладбище.
- Если мысленно собрать всех вражеских солдат и военную технику, уничтоженную огнесмесями Джексенбаева, то трудно представить, сколько его изобретениями спасено наших солдат и офицеров, которые вернулись домой или получили звание Героя Советского Союза, в том числе и казахстанцев, - говорит Сансызбай Ситаканов. - А его доброе имя в Казахстане до сих пор по заслугам не увековечено. Десять лет пишу руководителям правительственных структур о присвоении военному институту имени Шакира Джексенбаева. Эту идею поддерживают и ветераны, и академики, и родственники. Но, увы... Кстати, правительство и общественность Москвы не забывают нашего земляка и поныне. 27 февраля 2013 года в Москве состоялся вечер памяти Джексенбаева. О нем пишут исторические очерки в Военной академии химзащиты им. С. Тимошенко, его портрет висит среди заслуженных работников академии. А что у нас?!

Мадина АИМБЕТОВА, фото из архива Сансызбая СИТАКАНОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть