7312

Людмила МОЛОКОВСКИХ, водитель автобуса:Женщины, не позорьтесь!

На рабочем месте первой в Алматы женщины - водителя автобуса несколько обязательных атрибутов: расческа, зеркальце и небольшая тряпочка, чтобы протирать пыль.
- Все, как дома, - смеется она. - Женщина, даже если она водитель, всегда должна быть красивой и следить за чистотой вокруг.

Мы разговариваем на конечной тридцать седьмого маршрута. Водители-мужчины, отдыхающие в стоящих рядом автобусах, замечают гостей и пытаются поддеть:
- А нас сфотографировать не хотите?
Людмила слышит ироничный тон:
- Я же не хотела быть звездой, просто мечтала попасть именно на эту работу, - говорит, будто пытается перед кем-то оправдаться. - Да-да, мечтала много лет. С детства хотела быть таксистом, но мама меня не пустила, сказала, что это не женская профессия.
И Людмила стала закройщицей. Пусть это ей и не нравилось, зато на радость маме она занималась сугубо женским делом. Сейчас наша героиня говорит спасибо мужу Виктору: благодаря ему в 1994 году Людмила села за руль. Наверное, признается она, тяга к машинам передалась ей от бабушки, которая во время войны была комбайнером, а потом водителем грузовика. И Люда все-таки стала профессиональным шофером: работала в такси, затем водителем по найму. Несколько раз пыталась устроиться в автопарк, но все время слышала отказ: “Нет-нет, вы же женщина”.
- Наверное, тогда запрет какой-то был, я сама этого не могу понять, - разводит она руками, которые крутят баранку 20-тонной машины.
Может, запрета и не было - просто предубеждение. До недавнего времени управление автобусом оставалось исключительно мужской прерогативой, хотя мы легко представляем даму за рулем трамвая или троллейбуса...
- Я была водителем троллейбуса и хочу сказать, что управлять автобусом в сто раз проще, - развенчивает мифы Людмила. - Знаете, какой нужно быть миллиметровщицей, чтобы объезжать все те препятствия, которые возникают у тебя на пути, когда ты сидишь за рулем троллейбуса. Ты будто привязана к штангам, которые в народе называют рогами. Нужно следить и за ними, и за дорогой и при этом лавировать между машинами, которые так и норовят подрезать. А в автобусе ты свободен в своих действиях и можешь спокойно маневрировать.
- Мужчины-пассажиры не высказывают своего фе?
- Наоборот, мне иногда говорят: “Надо же, как вы хорошо водите, никогда бы не подумал, что женщина так может”. Приятно, конечно. Когда я только начинала водить, муж купил мне белый “мерседес”. В то время только я и еще одна автоледи ездили на такой машине. Нас даже ГАИ уважала: увидят и спрашивают, как дела. Мы были на высоте. А сейчас женщины нас позорят: напьются, сядут за руль, попадают в аварии. Из-за таких дамочек и мы страдаем: ко всем женщинам за рулем относятся с предубеждением.
О чем теперь ее мечты? Опять же о работе. Земные и понятные не только водителю.
- Вот было бы хорошо, - рассуждает Людмила, - если бы городские власти поскорее разобрались с частниками. А то они возят пассажиров как дрова, устраивают гонки, не соблюдают правила. Вот на Фурманова навели порядок - там все автобусы едут только в правом ряду, друг за другом. А Толе би, Абая, Райымбека - там хулиганят, гоняют и на встречку выезжают. Иногда они специально обгоняют нас, чтобы собрать всех пассажиров, а пропускают вперед только ближе к конечной - себя показывают.
- То есть не можете сказать, что к даме на дороге относятся как-то по-особенному и уважают?
- Нет, не могу. Какое уважение? Но я и не требую к себе особенного отношения, я такой же водитель, как и все остальные. Чтобы все это поняли, я даже предлагала некоторым: давайте покатайтесь со мной, посмотрите, как я езжу. Говорят, что в Алматы будут набирать целую женскую бригаду водителей, но пока я одна такая, вот и пытаюсь влиться в коллектив. Некоторые коллеги меня уже жалеют, говорят, что маршрут слишком тяжелый, и предлагают подобрать что-нибудь полегче. Но мне поблажки не нужны.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть