10790

Тимур ОМАРОВ, человек, который живёт с третьим сердцем: Никогда не верил, что умру

Сейчас Тимуру двадцать, о своем диагнозе он узнал семь лет назад. Тогда мало что понимающему подростку, который до этого болел разве простудой, поставили диагноз синдром Марфана и прямым текстом сказали: “Ты не жилец”. Потом наш герой выяснил, что это редкое генетическое заболевание: у таких больных высокий рост, длинные и худощавые, кажется, непропорцио­нально развитые руки, ноги и пальцы. В общем все, как у него.

Но даже не это было самым страшным: из-за сбоя в генетике внутри шли необратимые процессы, из-за которых страдало сердце. Оно изнашивалось так быстро, будто билось в груди у старика. С каждым днем жизнь ускользала от Тимура. От него отказались все: лучшие клиники в Штатах, Израиле, Германии, куда отправляли его документы, так как риски были слишком велики. Никто не хотел делать операцию человеку с синдромом Марфана - не практикуется такое в медицине. Не практиковалось. До тех пор, пока Тимур не попал в Астану к главному кардиохирургу Казахстана, человеку, который сделал первую операцию по пересадке сердца в нашей стране, Юрию Владимировичу ПЯ.
- Он сказал мне, уже умирающему и обессиленному: “Может, ты умрешь на операционном столе, но это будет шанс”.
И они вместе использовали его на сто процентов. Почти четыре года назад Тимуру установили специальный моторчик, который перекачивает кровь из левого желудочка в правый. В народе его называют искусственным сердцем. Так Тимур стал первым человеком с синдромом Марфана не только в Казахстане, но и в мире, наверное, которому сделали подобную операцию.
- Тогда я был киборгом, - смеется парень.
Попробуйте представить: из живота торчит трубка, соединяющая моторчик и специальную сумку, в ней лежит батарея, благодаря которой работает прибор. На животе дисплей-контроллер, на котором отражаются параметры состояния сердца.
- Вот вы, к примеру, испугаетесь - и сердце начинает биться чаще. А у меня такого не было, оно всегда и в любых ситуациях работало четко, как часы. Хотя эмоции я испытывал такие же, как все, - рассказывает Тимур. - Пульс у меня тогда не прощупывался - нет его, и все, людей это очень удивляло. Да и само серд­це не бьется, оно будто бы жужжит. Давление не верхнее и нижнее, как у всех людей, а одно - 90, и все на этом.
Неудобства, конечно, были. Из города никуда не уедешь, потому что батарею нужно заряжать каждые 18 часов, майку не наденешь - всю эту аппаратуру будет видно. Тот участок тела, из которого выходит трубка, постоянно нужно обрабатывать, иначе начнется заражение.
Все не так просто, но Тимур (молодость, что с нее взять) очень быст­ро привык к своему новому облику и перестал все это замечать. Это его и подвело. Через два года после операции воспалился открытый участок тела, из которого выходила трубка. Он думал, пройдет, но ситуация становилась критической. Инфекция, сепсис, синегнойная палочка, кома. Целый год в больнице. Врачи удалили аппарат из сердца Тимура.
- Это была операция отчаяния, - именно так написано в его медицинских документах. - Когда вскрыли грудную клетку, оказалось, что мое сердце, похожее на старую тряпку, изъеденную молью, билось из последних сил. Тогда меня подключили к аппарату искусственного дыхания.
Почти два месяца он не мог прийти в себя. Кровотечение, клиническая смерть. Все вокруг говорили: “Это конец”. Тимуру очищали и переливали кровь, вновь и вновь запускали мотор. У него снова остался единственный шанс - операция по пересадке сердца. Но он в это не верил.
- Вы часто встречаете мужчин с таким телосложением, как у меня? - парень ростом 1,95 и весом 50 килограммов знает ответ заранее. - Я и сейчас кажусь худым, хотя после операции набрал больше десяти килограммов. А раньше...
- Разве это важно? - спросите.
Очень. Когда пациенту подбирают донорское сердце, учитывают все, в том числе и показатели роста и веса. Ну не могут органы коренастого крепыша пересадить высокому худощавому человеку. Поэтому вероятность того, что Тимуру сделают такую операцию, практически равнялась нулю.
Но и это случилось. Пять месяцев назад. Он знает лишь то, что жив благодаря молодому мужчине из Костаная, который погиб в ДТП. Больше ничего - только бесконечное спасибо его близким. 21 мая нашему герою пересадили сердце. Это не второй, даже не третий и не четвертый день его рождения. Он и сам уже не помнит, сколько раз был на волоске от смерти.
- Конечно, я прекрасно понимал, что могу умереть. Много раз. И по большому счету, это давно должно было произойти, - признается Тимур. - Знаете, о чем я думал, когда последние три месяца перед пересадкой лежал без движения и практически без надежды? Наступит день, и я буду вспоминать об этом с улыбкой. Сегодня именно такой день. Все это я рассказываю вам.
И глаза его светятся от счастья.

Оксана Акулова, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее