17553

Тётя Дуся и её президент

Кого высматривал по вечерам с крыши отчего дома маленький Нурсултан? Кому он нарвал, будучи уже симпатичным парнем, роскошный букет горных цветов? Какой снохой была для родителей Нурсултана Абишевича Сара Алпысовна? Какие песни пела в детстве маленькая Дарига и из-за чего крошка Динара чаще всего жаловалась дедушке с бабушкой на соседку тетю Дусю? Об этом и многом другом корреспонденту газеты “Время” рассказала актюбинская пенсионерка Евдокия САНЖАРОВА, которая 45 лет соседствовала с родителями первого президента Казахстана.

- Ой, Султанчик, не пугай! Все самое страшное мы уже пережили! - c этими словами 94-летняя Евдокия Санжарова выключает телевизор.
Пенсионерка не стала досматривать выпуск новостей, в котором показывали, как глава республики распекал своих подчиненных и давал указания на предстоящий нелегкий для страны год. Актюбинку, по ее собственному признанию, интересуют не столько новости, сколько сам президент. И этому есть объяснение: Евдокия Ивановна почти полвека соседствовала с семьей Назарбаевых в алматинском селе Чемолган, а Нурсултана Абишевича помнит еще семилетним мальчуганом и потому по-прежнему называет его так просто и ласково - Султанчик!
- После войны, в сорок седьмом, мы с мужем Иваном переехали в Чемолган, и наше жилье оказалось рядом с домом Назарбаевых. Это был казахский аул, где очень почитали национальные традиции. А по казахским обычаям новеньких принято приглашать в гости знакомиться. Так вот, несмотря на трудные времена, Альжан и Абиш (родители Нурсултана Назарбаева. - А.М.) накрыли для нас дастархан, так мы и познакомились, затем подружились, - вспоминает Евдокия Санжарова.
26-летняя Дуся и Альжан стали близкими подругами, хотя разница в возрасте между женщинами была немаленькая. Мама будущего президента была гостеприимной, веселой, общительной женщиной. А для Дуси стала едва ли не родной сестрой.
- Я работала на ферме дояркой, а Жанна (так, по словам Евдокии Ивановны, в селе называли Альжан Назарбаеву. - А.М.) - кубовщицей. По сравнению с нашей ее работа была очень тяжелой, считалась даже адской: к приходу доярок необходимо нагреть воду, помыть все ведра, сепаратор, даже коров, - продолжает тетя Дуся. - А перчаток тогда не было, как и нормальных моющих средств. Всю тару, оборудование кубовщицы мыли содой. В итоге все руки у Жанки были изъедены этой содой.
Кубовщицы позже всех возвращались с работы. И в то время, когда тетя Дуся с дядей Ваней уже собирались дома за чашкой чая, маленький Султанчик, взобравшись на крышу своего дома, высматривал маму. Увидев, как группка женщин выходит c фермы, тут же кубарем скатывался вниз и бежал ставить чайник.
- У Назарбаевых было четверо детей: Султанчик - он старший, Сашка (Сатыбалды), Анипа и Булатик, - говорит Евдокия Санжарова. - И Султанчик казался не по годам взрослым. Всегда с книжкой в руках, не хулиганит, помогает по хозяйству... Я ни разу не слышала, чтобы Жанна ругала или наказывала своих детей. Она была очень веселой! Ей достаточно было нахмурить брови, чтобы дети поняли: мама чем-то недовольна или расстроена.
По признанию тети Дуси, Альжан Назарбаева была очень трудолюбивой женщиной. Ни минуты не сидела сложа руки. Наведет порядок у себя дома - идет соседям помогать. Муж Абиш не чурался черновой работы и слыл отличным садоводом. Гибриды различных фруктов, выращенные им, Альжан по осени раздавала соседям.
- В 15 лет Султанчик уже учился в интернате в Каскелене. Родители других детей переживали из-за переходного возраста, шептались: у моего школьная любовь, а у меня дочка влюбилась... Только у Султанчика не было никаких увлечений. Приедет в Чемолган и сразу по хозяйству помогает. А ведь был первым красавцем на селе, и девочки на него заглядывались!
Назарбаевы, рассказывает Евдокия Ивановна, жили непритязательно. Даже когда их старший сын начал продвигаться по служебной лестнице, в доме соседей все было по-прежнему скромно. Разве что мазанка общей площадью 35 квадратных метров много позже превратилась в двухэтажный дом.
В начале 60-х Султанчик, вспоминает наша собеседница, женился. Невестка сразу понравилась свекрови и очаровала всех соседей.
- Зная, что Жанка очень чистоплотная, мы шутили: дай бог тебе такую же невестку, а иначе нелегко ей придется! - улыбается тетя Дуся. - Но Сара оказалась тоже трудолюбивой - хоть и городской была, но очень хозяйственной. И такой же веселой и общительной, как Альжан. Вынесут во двор вдвоем огромный таз с водой и давай вручную белье стирать!
Молодожены часто навещали родителей Нурсултана. Приезды Султанчика с Сарой в Чемолган Евдокия Санжарова сравнивает с маленькими праздниками. В доме Назарбаевых играла музыка, доносился детский смех. Абиш и Альжан души не чаяли во внучках.
- Дашка (Дарига, старшая дочь Н. и С. Назарбаевых. - А.М.) с детства была певуньей! Народные песни пела. Динара тогда еще маленькая была, но болтала без умолку. Она как-то деду пожаловалась, что тетя Дуся только с Даригой разговаривает по-русски, а она не понимает, о чем речь! - смеется тетя Дуся. - Абиш после этого попросил меня почаще с его внучкой разговаривать, в итоге я Динару начала учить по-русски говорить, а она меня - по-казахски!
Однажды, продолжает бабушка, Султанчик в очередной свой приезд заглянул к соседям. Увидел в вазе горный цветок, который местные называли “Марья Коревна”.
- Марья Коревна - это горные цветы. Как розы, только большие и более пахучие. Он спросил меня: “Тетя Дуся, вы любите Марью Коревну?”. А я ему: “Кто ж их не любит?”. Он: “В следующий раз приеду - в горы пойдем за цветами!”. Прошло несколько месяцев, я уже и забыла о том разговоре. Однажды пришел Султанчик и говорит: “Ну идемте за цветами!”. Поехали с ним вдвоем! Не поленился, полез высоко в горы и нарвал мне огромный букет Марьи Коревны!
В начале 70-х отошел в мир иной Абиш Назарбаев, Альжан пережила супруга на шесть лет, вздыхает тетя Дуся. Но и после кончины родителей, говорит она, Нурсултан и Сара Назарбаевы часто навещали отчий дом. Девочки вместе с ними приезжали (как известно, у четы Назарбаевых три дочери: Дарига, Динара и Алия). И когда Нурсултан Абишевич стал президентом страны, он нередко гостил у своих соседей.
- В начале 90-х, если помните, было очень сложно в плане пенсий, задерживали месяцами. Однажды приехал Султанчик и, как всегда, заглянул к нам домой. Ваня в огороде копался. Он к нему подошел, заговорил. Ну и я к ним вышла. Султанчик спрашивает меня: “Как живется, тетя Дуся?” - и я возьми и пожалуйся насчет пенсий. Он вытащил деньги из внутреннего кармана и дал деду. Попросил немного потерпеть: мол, скоро все наладится. До сих пор не знаю, сколько он нам тогда дал... Купили с Иваном в городе продуктов.
Как вспоминает пенсионерка, перед приездом президента дом осматривали охранники. Даже снимали натянутую во дворе бельевую проволоку.
- Эти бугаи ростом были под потолок! Я им говорю: “Да кто же нашего Султанчика в моем доме тронет?!”. А они мне: “Он теперь не ваш, он народный, государственный!”. Я готовила борщ, из погреба вытаскивала соленья для дорогого гостя.
Очень тяжело, вспоминает Евдокия Ивановна, Нурсултан Абишевич переживал кончину своего брата Сатыбалды. Когда приезжал в Чемолган, обязательно ходил на местное кладбище. Подолгу оставался на могилках брата и родителей, поправлял оградки, чистил от скопившегося мусора.
...В конце 90-х Евдокия Ивановна Санжарова после смерти сына и мужа переехала в Актобе. С тех пор видела своего Султанчика только по телевизору. А в прошлом году они снова встретились. Бабушку по состоянию здоровья госпитализировали в реабилитационный центр “Дару”, который посетил Нурсултан Абишевич.
- Я всегда хотела его поцеловать. В детстве он стеснялся и убегал. А тут я лежу в кровати. Он наклонился и подставил щечку. Мой президент!

Антон МОЛДИН, фото с сайта rikatv.kz, Актобе

Поделиться
Класснуть