5055

Билет в одну сторону

Через восемь лет Ернар САРСЕЕВ набрал номер телефона Адепхан.
Нашел в записной книжке телефон, который она оставила когда-то. Он предупредил тогда, что будет звонить. Она ответила: ну звони.
Он успел сказать:
- Выходи за меня замуж.
Она не приняла сказанное всерьез. Знакомы всего месяц были, он всем говорил, что они встречаются. Она так не думала. Пока-пока. И укатила на поезде в свой город на краю земли, он остался в Алматы.
Несколько весен, зим, лет и осеней - как-то друг без друга обходились, а тут...
Позвонил.
Трубку подняла бабушка девушки. Ернар излишне долго и старательно стал объяснять, что хотел бы услышать Адепу: она была в Алматы много лет назад, и они тогда познакомились.
Бабушка выслушала незнакомца внимательно. Чем-то он ее подкупил. Искренностью, наверное. Сказала, что внучки нет дома.
Адепе же потом выговаривала:
- Тебе какой-то пьяный кавалер звонил.
Бабушка была уверена, что Ернар звонил нетрезвым. И не очень-то верила, что там есть проблемы, связанные со здоровьем. Она бы могла не передавать внучке время, когда парень позвонит из Алматы, если бы захотела. Ну тогда бы наша история и закончилась на этом месте.

***

Внучка прибегала к бабушке как на переговорный пункт, хотя дома у нее был телефон. Сотовых тогда не было.
Это были времена, когда крутыми считались владельцы пейджеров.
Ернар был крут.
У него был пейджер.

***

О чем болтали по телефону? Целый год причем. Обо всем понемногу. Как-то она похвасталась, что купила себе сотовый, а он через день прислал ей через знакомого симку.
- Странный, - подумала она, - симку и у нас можно купить.
Но забота и внимание тронули. Кого они не трогают?

***

Под Новый год Ернар пригласил Адепу в Алматы.
- Давай, - сказал, - приезжай.
Она работала на двух работах, рабочие дни до самого праздника, заменить некем... С девчонками уже скинулись на праздничный стол. И вообще, дальние поездки надо планировать заранее. Подумала и решила тактично сказать “нет”. Сослалась на занятость, загруженность по работе, да и денег на поездку нет.
Через день Ернар попросил Адепу забрать на почте деньги, которые он выслал ей на дорогу.
На следующий день она пошла на почту, чтобы выслать деньги обратно. А ей там сказали, что деньги она сможет получить только после праздников. Ну, правильно, решила она, не надо будет с работы отпрашиваться, бабушке объяснять, чемодан собирать, за билетами бежать.
Ернар, услышав про почту, очень скоро опять позвонил, сказал, что нашел, как передать ей деньги - экспресс-почтой - и как ей их получить.
- Поняла? - спросил.
- А что с той суммой, которая на почте? - спросила Адепа.
- Нашла о чем думать, - ответил Ернар.

***

Она приехала из зимы. В Восточном Казахстане и снега больше, и морозы крепче. Если сравнивать погоду, то в Алматы была практически весна. Ернар встретил ее на вокзале. С другом.
У него очень много друзей. С ними и встречали Новый год.
После боя курантов в полночь, когда все шалеют от счастья пришедшего нового года, от которого ждут немыслимое количество чудес, Ернар сказал:
- Выходи за меня замуж.
Она ответила шуткой:
- Если сейчас скажу “нет”, то останусь без денег на обратный билет?
Вот она, мужская хитрость - отправить деньги только на билет в одну сторону. Женская хитрость тоже не подвела: она предвидела такой поворот событий и взяла с собой деньги на всякий случай, а вопрос был так - для проверки.
Через час вернулись к праздничному столу гости, которые салютовали во дворе дома. Ернар подъехал на коляске, положил на стол деньги на билет, сказал ей, что будет ждать ответ.

***

Проводил. Первый раз она ему позвонила, когда поезд приближался к городу Усть-Каменогорску.
- Через месяца четыре приеду, - сказала.
Испугалась своей смелости и на всякий случай оставила путь для отступления:
- Окончательный ответ скажу, когда доберусь до дома, - добавила.
Приехала к Ернару через две недели.

***

Они свадьбу не хотели играть. Родственники и друзья настояли.
Она фамилию менять не собиралась. Им ошибочно выдали свидетельство о браке, в котором было указано, что она взяла фамилию мужа. Сарсеева.
- Иди меняй обратно, - сказал Ернар.
И даже нашел знакомых, которые бы помогли быстренько решить эту проблему.
- Пусть у нас будет общая фамилия, - ответила Адепа.
Он, конечно, ликовал, но старался не подавать виду, как настоящий мужчина.

***

Недавно у них родился третий ребенок.
Адепа сейчас в декретном. Он работает в НПО “АРДИ”. Она - там же.
Пытается подрабатывать. Иногда получается. Три года назад его уволили. Причина, считает он, банальна до неприличия: его инвалидность. Старается не отчаиваться. За прошлый год разослал по разным организациям 250 резюме. Безрезультатно.
Живут они в очень хорошей квартире в социальном доме, которую молодая семья получила несколько лет назад. В доме удобный подъезд, в котором не застревает инвалидная коляска, Ернар может без посторонней помощи выезжать на улицу. Но приватизировать квартиру Ернар не может. Отказали раз, другой... Надо ехать в третий раз, а у нашего героя, оптимиста по жизни, опускаются руки.
- Я же имею право, - произносит, и только тут сдает выдержка, выдавая отчаяние в глазах молодого человека.
Жена заметила. Подошла поближе, погладила по руке. Успокоила. Хотя вопрос острый и нерешенный...

***

Однажды Адепа решила уйти от мужа.
Что там было, супруги не рассказывают, но беременная жена ушла надолго и всерьез. Через два месяца мама Ернара, которой предстояло ложиться на операцию, попросила Адепу побыть рядом с сыном, пока она будет в больнице. Ему без посторонней помощи трудно справиться с самыми элементарными вещами в быту. Адепа согласилась. Когда мама выписалась, Адепа решила, что надо маму поберечь, ей после больницы нельзя было тяжести носить, наклоняться.
Мама Ернара - ангел-хранитель семьи. Женщина, которая всю свою жизнь посвятила тому, чтобы ее ребенок не чувствовал себя инвалидом - у него есть право на все, как у всех... Это мама настояла на том, чтобы Адепа выучилась и получила права на вождение машины. Потому что в их семье, как в рекламе: автомобиль не роскошь, а крайне необходимая вещь.

***

В роддом Адепу увезли из дома Ернара.
Когда он приехал выписывать супругу с дочерью, Адепа загадала: “Если спросит, куда везти, скажу: к моим родственникам”.
Ернар ничего не спросил, и привез жену с ребенком к себе домой.
Ему 38. Она на четыре года младше.
Он говорит, что, когда увидел ее впервые, на ней была белая юбка.
Она смеется: не было у нее такой!
Он говорит, что носит ее на руках.
Она рассказывает, что да, было дело, он посадил ее впереди себя на коляску и они поехали. До первой кочки - и летели потом в разные стороны.
Все смеются. Смеется Амина, старшая дочь, ей весело, потому что весело маме с папой. На кроватке тихо посапывает двухмесячная дочурка. Сын Адиль, ему полтора года, прыгает вокруг как заведенный и кричит: “ура! Ура!”

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть