2135

Мы бросаем вызов самим себе

В сентябре состоится велопробег “Две столицы”, в котором примут участие незрячие спортсмены. Подобный проект осуществляется впервые в Казахстане. На вопросы корреспондента нашей газеты отвечает Бахтияр БАЗАРБЕКОВ (на снимке), инициатор и организатор предстоящего велопробега.

- Бахтияр, насколько реально незрячим спортсменам по нашим дорогам проехать на велосипедах от Алматы до Астаны?
- Когда в какой-то момент понимаешь, что хочется чего-то большего, чем ты занимаешься, начинаешь двигаться дальше. В апреле этого года я пробежал марафон 42 километра. Когда я принял решение бежать, мне тоже задавали вопросы: как можно? тебе? Занятия в спортзале - это одно, тут - совсем другое. Но я доказал себе в первую очередь, что это возможно.
- Тех, кто пытался вас отговорить, можно понять.
- Меня часто спрашивают: как ты занимаешься режиссурой с пятипроцентным зрением? Со стороны, видимо, кажется, что это противоречит всем правилам. Режиссер должен видеть картинку полностью, чувствовать ее, видеть, как ведет себя актер... Я не могу объяснить свое зрение, даже не представляю, как стопроцентно видит человек, но фильмы у меня получаются красивые и вдумчивые, как говорят критики. Хочу им верить.
Мы ездили по всему Казахстану, по каньонам, по скалам лазали, сняли потрясающие кадры нашей природы. Получился документальный фильм в пять серий. Казалось бы: как это? Это же несовместимо с моим зрением. Человек недооценивает себя.
Мы исследовали маршрут, учли, что некоторые участки разбиты настолько, что там лучше проехать на машинах. Таких участков на нашем пути два, это расстояние в 300 километров. Всего же мы планируем за 10 дней преодолеть 1200 километров. Но привязка ко времени несущественна, это может быть и восемь суток, если погода не подведет и не будут ломаться наши велосипеды, и 11 дней, если вдруг случится форс-мажор.
- Желающих принять участие в велопробеге оказалось больше имеющихся у вас велосипедов-тандемов.
- Одного желания, как вы понимаете, мало.
Мы искали велосипеды-тандемы, чтобы сзади ехал незрячий спортсмен, а впереди - зрячий пилот. Оба крутят педали, но руль двигает­ся только у пилота. Новый хороший тандем стоит 300-400 тысяч тенге, есть еще дороже. Нашли одну нашу закрывающуюся компанию, у них было пять велосипедов, мы выкупили их по 20 тысяч, сейчас ищем деньги - надо небольшую профилактику сделать, чтобы нормально ездить. Стали тренироваться.
Я не сомневался, что команда быстро наберется, потому что знаю потенциал незрячих, среди них много хороших спортсменов.
Изначально желание изъявили человек двадцать, но, когда тренер рассказал, какие трудности ожидают в пути, у некоторых уверенность в своих силах пошатнулась. Потом начались тренировки, выезд за город, марш-броски - тут тоже каждый оценил свои возможности. Причем в тандеме важно, чтобы и пилот, и тот, кто находится сзади, понимали друг друга. Пилоты - подготовленные спорт­смены, выносливые.
Не все были готовы работать в тандеме, велоспорт зрячих - это спорт одиночек, когда человек один в седле. Был период, когда при подготовке к велопробегу со зрячими спортсменами было больше проблем. Например, если на пути ветка, он должен не только сам пригнуться, но и предупредить об этом того, кто сзади. Характерами некоторые не сошлись. Были притирки. Мы меняли пары.
Все, как обычно, в спортивной команде, настроенной на победу.
Сейчас в команде четверо незрячих, четыре пилота, я с братом Данияром - у брата чуть получше зрение - процентов 10-15, и еще двое слабовидящих, будем ехать за ними в колонне, самостоятельно. Мы, конечно, тоже участвуем, как без этого?!
Все мы занимаемся спортом, среди нас есть семнадцатикратный чемпион Казах­стана по легкой атлетике, обладатель многочисленных наград международных соревнований, мастер спорта международного класса Магжан НУРЛЫБАЕВ и чемпион Казахстана по скалолазанию Сейтжан КЕНЖЕГУЛ. У каждого из нас огромный потенциал.
- Вы планировали стартовать 20 августа, но перенесли мероприятие на месяц. В сентябре дорога легче переносится?
- Дело не в этом. Члены команды сложились, выкупили велосипеды, взяли на себя многие расходы по проекту, но все потянуть мы не можем. Надеемся на поддержку друзей, которые готовы выехать в качестве волонтеров, но нам нужны еще средства для приобретения запчастей, оплаты работы механика в пути, медика… Пока еще не до конца доведены планы по привлечению к проекту велофедерации, акиматов Алматы и Астаны, ДВД.
- Если не найдете спонсоров, готовых поддержать проект, откажетесь от своих планов?
- Нет, в любом случае мы осуществим велопробег. Наша уверенность держится на внутренней силе. На вере. На желании.
Физически мы готовы, проверили на себе, съез­див шесть раз в Капшагай и один - в Талдыкорган, в горы поднимались. Такое событие, как велопробег незрячих спортсменов, произойдет в Казахстане впервые.
Наверное, это наш вызов самим себе, возможно, это кого-то мотивирует не сидеть сложа руки и ныть, что инвалидность перечеркнула всю жизнь, а начать двигаться вперед.
- Девушек принципиально не взяли в команду?
- Девушек не будет. Не из-за того, что мы проводим дискриминационную политику, желающие были, но подготовленных физически пока нет, но в следующий раз, думаю, представительницы слабого пола будут рядом с нами.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из личного архива Бахтияра БАЗАРБЕКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

А давайте вывески поменяем? Репортер
А давайте вывески поменяем?

Дачники Алматинской области оживились как никогда. И вовсе не из-за наступления долгожданного сезона посадок. В СМИ появился список потребительских кооперативов садовых товариществ (ПКСТ), коими и являются дачи, которые собираются включить в состав близлежащих сел и городов региона.

5537