13444

Телефон никогда не отключаю

Один  день  из жизни  врача-травматолога высшей категории, Даурена ТУСУПОВА 

6.40 Утро. Даурен ТУСУПОВ уже в дороге. В это время алматинские улицы еще не забиты машинами, пробок нет. Город лениво просыпается.
До работы полчаса езды. Из верх­ней части города, где высотные дома стремятся уткнуться в небо, до больницы в тихом районе, похожем на село, в котором над крышами одноэтажных домов дымят трубы.
Когда доктор выходит из дома, дети еще спят. Нурали учится в шестом классе, Нурадиль - в нулевом. В школу мальчишек провожает жена.
7.10 Вывеска на здании, куда идет Даурен Тусупов, гласит, что здесь находится четвертая многопрофильная больница города Алматы, а табличка на двери его кабинета сообщает, что он заведующий отделением сочетанной травмы.
Заведующим он работает четвертый год. Всего же в этой больнице - 16 лет.
Учил его Анатолий Николаевич ЧУЧУЛО, которого он называет легендой и врачом от бога. Учитель, наглядно показавший, какую планку должен ставить перед собой врач.
7.15-7.30 Переодеться. Вынуть из пакета, который приготовила супруга, обувь и одежду. Его вещи сегодня или завтра примерит кто-нибудь из бомжей.
А что вы хотите?
Пока люди без определенного места жительства проходят лечение, медперсонал больницы совместно с социальными работниками ищет, куда бы определить пациента после выписки и во что его одеть.
7.30-8.00 Дежурная смена, которая работала ночью, докладывает о дежурстве, о состоянии пациентов. Разбор полетов. ЧП не было.
Потом обход в реанимации. Там два человека из его отделения. Одного избили, когда ночью возвращался домой: черепно-мозговая травма, переломы ребер. На второго упало дерево, которое он пилил у себя на участке: перелом ребер, ключицы… Про тех, кто в реанимации, он еще может сказать “тяжелые”, остальные - нестабильные.
Слова надо тщательно подбирать, чтобы не травмировать пациента. Нестабильных в отделении после аварий, избиений, упавших с высоты, после производственных травм - 30 человек, отделение и рассчитано на 30 коек.
- По статистике, - говорит травматолог, - смертность от травм в Казахстане стоит на третьем месте после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. А до сорока лет смерть от травмы находится на первом месте.
8.00-9.00 Обход в отделении.
Самому молодому пациенту 15 лет, самой пожилой пациентке - 89. У нее перелом шейки бедра, а мальчика сбила машина - у него перелом руки.
Бабушка постаралась и продемонстрировала, что уже может ходить.
- Вы сомневались, что ли? - улыбается Даурен. - Моей самой взрослой пациентке было ровно сто лет, тоже перелом шейки бедра. Не скажу, что после операции она побежала, но пошла довольно уверенной походкой.
Удивительных историй, как и у каждого врача, у Даурена - вагон и маленькая тележка. Вот только одна, к примеру.
- Перед свадьбой невеста поехала за платьем и попала в ужасную аварию: тяжелая черепно-мозговая травма, переломы костей… Она в коме. Несколько месяцев в клинике находилась, мы переломы прооперировали, но последствия черепно-мозговой остались, она ни на что не реагировала. Динамика была минимальная. Руки-ноги срослись, а она лежит как растение. Мама все время находилась рядом... Через год после выписки мама привела дочь в больницу знакомить с врачами, которые спасли ей жизнь, Чучуло ее лечил. Мама рассказывает, что дочь всех заново узнавала. Трогательная была картина.
А жених ее не оставил.
9.00-13.00 Сегодня в отделении запланированы четыре операции, две из них проведет Даурен Тусупов.
Мы договорились с фотокором, что на операцию пойдет он.
Я честно призналась, что боюсь вида крови. Доктор в ответ признался, что боится уколов.
Они пошли по длинному коридору, вдоль которого находились операционные. Врач попутно рассказывал:
- Нашей больнице в этом году исполняется 75 лет. Четыре года назад мы въехали в новый корпус с современными палатами, операционными, у нас самое современное оборудование международного уровня. За счет государственного бюджета в рамках гарантированной бесплатной помощи пациенты получают импланты европейского производства.
За 16 лет, которые я здесь работаю, произошел огромный скачок. Мы раньше вынуждены были какие-то инструменты изготавливать сами, если быть честным, покупали их на строительных рынках: сверла, дрели, отвертки, тогда в бюджете не было денег для обеспечения. Сейчас, слава богу, эта проблема решена.
В республике внедряется так называемая дорожная карта по снижению смертности от травм при ДТП, в рамках которой в районных больницах, находящихся вдоль магистралей и автобанов, создают травматологические пункты с современным оборудованием. Есть прямая зависимость между тем, как скоро придет помощь пациенту, и прогнозами на его выздоровление. Если в течение часа оказана помощь, выживаемость вырастает в разы. Этот час называют золотым. Спустя час выживаемость падает, даже если помощь оказана в полном объеме. Поэтому в экстренных случаях так важна
санавиация.
13.00 Заведующий выделил время для ответов на вопросы.
Обеденный перерыв.
- Наш фотокор был впечатлен ходом операции, он признался, что операционная похожа на ремонт­ную мастерскую, где люди в белых халатах орудовали молотком…
- Да, у нас не тихо, - объясняет врач. - Для фиксации костей мы используем различные металлические конструкции, стержни, пластины, дрель, винты, все громоздкое, требует силы…
- Приходилось ли вам лечить своих родных?
- Сын на выходных получил травму, ногу сломал, я повез его к коллегам. Родственников я не оперирую, прошу коллег, в операционную захожу, но руки не прикладываю.
- Врачи очень суеверный народ.
- Как и многие, я всегда сначала надеваю правую перчатку. Приступая, говорю “бисмилля”.
Один из моих старших товарищей учился в Москве у известных профессоров, авторов учебников, на которых мы учились, его учитель всегда крестил живот перед тем, как разрезать.
- Даурен, у вас есть ученики?
- У нас в больнице базируется кафедра медуниверситета, института усовершенствования врачей, мы обучаем студентов и резидентов…
Я и сам постоянно учусь. В медицине объем знаний за каждые три года удваивается, надо заниматься самообразованием, быть в курсе, мы ездим на травматологические форумы, съезды, конференции. Нас посещают профессора из Франции, США, делятся опытом. Недавно доктор медицины, профессор кафедры ортопедической хирургии клиники университета Сент-Луиса (США) Джолдас Мурадович КУЛЬДЖАНОВ мастер-класс проводил. Наши ребята ездили к нему на учебу, профессор на общественных началах за свой счет ежегодно принимает несколько врачей у себя, обеспечивает бесплатное проживание и обучение.
В этом году мы ввели новшество в приемном отделении. Кульджанов консультировал: это такой пациентоориентированный проект: если раньше пациента возили по кабинетам разных специалистов, то теперь к нему в специальную комнату приходят врачи, чтобы обследовать…
Интервью мы вынуждены были прекратить: экстренная операция. Пациент поступил накануне, его состояние врачи оценили как нестабильное, и поэтому операция была отложена.
- Ему хуже стало?
- Наоборот, ему стало лучше. За сутки состояние стабилизировали, надо прооперировать.
15.40 Официально работа заканчивается. Можно ехать домой.
Подошли родственники пациентов, с ними надо переговорить. Есть вопросы у студентов.
Прошелся по палатам. Выслушал словоохотливых бабушек.
В соседнем отделении требуется консультация.
Обычный день. Он никогда не отключает телефон, потому что могут вызвать на работу. Когда в городе объявили “красный” уровень тревоги, то он с коллегами был готов принять пострадавших…
19.30 Домой возвращается по пробкам. Около часа.
Завтра в 6.40 он уже будет ехать на работу.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть