6079

Нина ПАТРУШЕВА, преподаватель, скрипач: Помню всех своих учеников

20 января 2017 года исполнилось девяносто лет легендарному казахстанскому педагогу, воспитавшему несколько поколений скрипачей. В этот день по давно сложившейся традиции ее поздравляли самые близкие люди - ученики. Через руки Нины Михайловны Патрушевой прошло около ста самых талантливых ребят.

Их имена сейчас украшают афиши, они возглавляют творческие и учебные коллективы и гораздо более известны широкой общественности, чем скромный педагог, ставивший в первый раз непослушные пальцы на смычок. По сути, это все лучшие скрипачи Казахстана - Марат БИСЕНГАЛИЕВ, Айман МУСАХОДЖАЕВА, Гаухар МУРЗАБЕКОВА, Аида АЮПОВА, Шернияз МУСАХАН, который в 21 год стал худруком камерного оркестра “Молодые солисты Евразии”, и еще десятки талантливых исполнителей, разлетевшихся по всему свету. Да и сейчас на кафедре скрипки в школе им. Байсеитовой работают только ее ученики.
Десять лет назад, в свои восемьдесят, эта удивительная женщина отметила двойной юбилей -
еще и шестидесятилетие педагогической деятельности. Но еще восемь лет продолжала работать с детьми. Лишь несколько лет назад решила уйти на заслуженный отдых. Ее потом снова звали на работу, но Нина Михайловна отказалась: “Я устала, оказывается, я всю жизнь вставала в шесть утра, и теперь так приятно высыпаться”. Собственных детей у Нины Михайловны не было, но она считает своими практически всех учеников: “Я не тщеславна, но очень горжусь своими учениками и любила их всех. Мои музыкальные дети получились замечательными”. Многие из них в свою очередь признаются, что Патрушева оказалась больше чем педагогом.
- В моем детстве не было мамы - она рано ушла из жизни, - рассказывает Гаухар Мурзабекова, - и Нина Михайловна стала для меня целым миром. Это был счастливый мир, в котором я могла спрятаться, там было все лучшее, что я могла встретить в жизни. Правда, в этом счастливом мире надо было заниматься все свободное время, но упорный труд почему-то становился удовольствием, практически наградой. Праздники отмечали дома у педагога, там же проходили и дополнительные занятия, вручались необходимые для прослушивания пластинки. Если надо было на летних каникулах готовиться к международному конкурсу, то это тоже было счастьем, ведь Нина Михайловна забирала жить к себе на дачу, и в перерывах между занятиями можно было лакомиться малиной.
- Я прекрасно помню такое лето: было здорово, хотя я и занималась с утра до вечера, порой по десять часов. Правда, тогда я так и не заняла призового места, - смеется Гаухар, - поскольку оказалась на год младше, чем положено. Зато после выступления ко мне за кулисы подошли и сообщили, что Московская консерватория ждет меня. Как мне завидовали остальные конкурсанты!
Сама Нина Михайловна скрипачом стала, по ее признанию, случайно и очень поздно для профессионального музыканта - в двенадцать лет. Папа увидел объявление о наборе детей в музыкальное училище, и приемная комиссия из трех сестер-погодок решила сделать семейный ансамбль. Нине досталась виолончель. Но девушке показалось, что очень некрасиво сидеть на сцене и держать инструмент между коленками, и через полгода она все же стала осваивать скрипку. А в 1949 году поехала из Красноярска, откуда родом, за мужем, которого пригласили работать диктором на радио в Алматы, и поступила в Алматинскую консерваторию. Талантливый педагог Вениамин Хесс разглядел в ученице педагогический талант и почти сразу определил ее работать в музыкальную школу.
- Мы как-то сказали Нине Михайловне: мол, как нам повезло, что она приехала именно в Алматы! - рассказывает Алма АБАТОВА, заведующая отделением скрипки и альта школы им. Байсеитовой, - а она ответила: “На самом деле это мне повезло - я попала туда, где смогла реализовать свое призвание”. К тому же Патрушевой очень нравился восточный менталитет, уважение к старшим, вообще вся атмосфера Алматы.
- Еще мы с девчонками всегда очень гордились тем, что у нас самая красивая учительница в спецшколе им. Байсеитовой, - рассказывает Айман МУСАХОДЖАЕВА. - Ее украшения, туфли, неизменно элегантный стиль были постоянным предметом обсуждения для нас. Сейчас, выступая на разных сценах мира, я очень часто встречаю ее учеников, и первый вопрос, который слышу: “Как там Нина Михайловна? Давайте позвоним”. Именно этот педагог открыл мне дорогу и в Москву, и к лауреатским местам, и на сцену.
- Когда мы оформляли кабинет и искали фотографию Нины Михайловны, то очень хотели повесить один из старых снимков, где она молодая и потрясающе красивая, но Патрушева предпочла тот, где она уже в возрасте. Говорит, что ее помнят все такой, а молодую красотку могут и не узнать, - вспоминает Алма.
Удивительно, но Нина Михайловна не сожалеет о том, что вся ее работа проходила не на сцене, а в репетиционном зале, с детьми: “Разве что петь очень хотелось на сцене, - говорит педагог, - но я понимала, что для этого нужен особый дар”. А вот педагогический труд она не считает тяжелым. Уверяет, что никогда не получалось сердиться на детей. Ведь если у них что-то не получается, значит, это просто она сама не так объяснила. Вот и все… Наверное, поэтому, когда спрашиваешь учеников о главном секрете Нины Михайловны, они первым делом говорят: “Доброта”.
Семья Нины Михайловны состояла из мамы и мужа. Сейчас профессор, заслуженный учитель РК, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, “Достық”, “Кұрмет”, лауреат премии “Тарлан” живет на пятом этаже пяти­этажки, тяжело переносит перепады давления, но с удовольствием рассказывает о своих музыкальных детях, помнит все их успехи и удачи. Девяносто лет официально праздновать она не захотела. Зато с удовольствием накрыла стол для своих детишек, для которых и сейчас она камертон, мерило незыб­лемых человеческих ценностей.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Алмой Абатовой, Алматы

Поделиться
Класснуть