5115

И зачем ему баян?

Шесть миллионов тенге, или 20 тысяч долларов, нужно накопить 17-летнему Олжасу НУРЛАНОВУ, чтобы купить… баян. “Да на фига ему баян, на такие деньги можно отличную тачку купить или даже хату!” - воскликнут многие его ровесники. Но молодому павлодарскому виртуозу гораздо нужнее хороший музыкальный инструмент. 

С 8 до 17 лет у Олжаса было 30 конкурсов самого высокого уровня, и призовые места он занял на всех тридцати. В 12 лет он первым из иностранных участников взял Гран-при на IV международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в Китае, набрав высший балл. А ведь там свое искусство показывали 400 сильнейших баянистов мира!
Первый сольный концерт ученик школы-интерната для одаренных детей при павлодарском музыкальном колледже Олжас Нурланов дал по собственной инициативе в возрасте десяти лет, выступив при полном аншлаге с полноценной двухчасовой программой.
- Очень упрямый, если сказал, что это вот так будет, переворачивайся, крутись, делай что угодно, оно все равно рано или поздно будет так, - объясняет мама мальчика Елена ПОРШНЕВА. - Я была против того концерта. Десять лет ребенку, ну куда. На такие произведения замахнулся - “Ехал казак за Дунай” Гридина, его в таком возрасте в принципе не играют. Но он заставил нас это все организовать. Педагоги, которые к Олжасу всегда были неравнодушны, тоже поддались. До сих пор с ужасом вспоминаю, как он, маленький, занимался перед этим концертом по 10 часов в день, а мы с отцом не могли его заставить отдохнуть. Был полный зал. Но я до сих пор этот первый концерт ни разу не пересмотрела. На сцене он достоял до конца, а за кулисами стал терять сознание - от переизбытка эмоций или от перегрузок стало останавливаться сердечко, вызвали “скорую”.
Педагоги музучилища затем обнаружили, что уровень популярности баяна в городе поднимается, очень много детей, поступивших в школу-интернат, стали говорить: хочу играть на баяне, как Олжас. А до этого на баян приходилось буквально силком загонять.
На своем первом международном конкурсе “Лира Прииртышья” в Омске третьеклассник Нурланов был самым маленьким участником, но занял третье место и получил приз три тысячи рублей. С тех пор он все призовые откладывает на покупку своего, особенного, баяна. Последние годы у парня только первые места и премии в 250, а иногда даже в 300 тысяч тенге. Это максимальные награды. Еще он откладывает всю стипендию - в этом году получил президентскую - 40 тысяч тенге в месяц. На сегодняшний день накопил два миллиона тенге, примерно третью часть необходимой суммы.
- Мы могли бы уже собрать всю сумму, даже больше, чем нужно, если бы не ездили. Ведь мне же колледж не оплачивает поездки на международные конкурсы, а мы ездим с папой (Мейрамом АЛИМКУЛОВЫМ, который является также педагогом сына. -
О. В.), - объясняет Олжас. - Если бы эти поездки оплачивал колледж, то уже давно, наверное, разорился - у меня по пять конкурсов в год. В основном это Казахстан и Россия, но соревновался также на Украине и в Китае. Наиболее высокий уровень, конечно, в России, где самые мощные баянисты. Я вообще люблю туда ездить больше всего, потому что еще подкупает честность жюри - там не смотрят, кто чей ученик.
В 10 лет Олжас завоевал Гран-при на первом сибирском международном конкурсе баянистов-аккордеонистов, и председатель жюри московский профессор Вячеслав СЕМЕНОВ позвонил в Воронеж на фабрику АККО, чтобы заказать для юного павлодарца, игравшего на маленьком учебном баяне, его первый собственный инструмент. Тот баян, сделанный специально под Олжаса, стоил 10 тысяч долларов, но завод пошел на грандиозную 50-процентную скидку и отдал за пять тысяч. Половину оплатил колледж, половину - родители с условием, что, пока мальчик учится в школе-интернате, баян будет только его.
В 14 лет Олжаса пригласили на международный фестиваль фонда Владимира СПИВАКОВА “Москва приглашает друзей”, где он солировал с Костромским губернским симфоническим оркестром под управлением Павла ГЕРШТЕЙНА. Играли Вивальди, “Времена года. Зима” - скрипичное произведение. Слушатели закрывали глаза, чтобы полнее насладиться невероятным, удивительно схожим со скрипкой звучанием баяна в руках молодого солиста, которому удалось сымитировать смычок. Были десятки восторженных откликов в российской и казахстанской прессе, и бывший в то время акимом области Бакытжан САГИНТАЕВ заказал Олжасу за 20 тысяч долларов новый баян - мальчик перешел учиться в колледж, а инструмент, сделанный для него воронежскими мастерами, остался в школе-интернате. Сейчас парень заканчивает третий курс колледжа. Остается еще год, а потом Олжас поедет учиться в консерваторию, и сагинтаевский баян тоже придется оставить. Между тем по неписаным правилам поступать в консерваторию нужно со своим инструментом. Ну представьте - там может быть один инструмент на группу, а заниматься нужно не менее пяти-шести часов в день.
- Мадине АДАМОВОЙ подарили скрипку, но когда она поехала поступать в Германию, скрипку забрали, сказали: все, поиграла и хватит (Мадина - знаменитая юная сккрипачка из Павлодара, сегодня студентка института струнных инструментов центра Леопольда Моцарта при университете Аугсбурга. - О. В.), - говорит Олжас. - Поэтому я решил, что не буду просить помощи в управлении культуры, буду сам зарабатывать. Мечтаю, чтобы баян сделали по моему заказу, чтобы он был не фабричный, а мастеровой. Чтобы были нужный аккорд, настройка голосов, полная комплектация. Мне и жюри на конкурсах говорит: меняй инструмент, ты его уже выжал.
- А почему все-таки баян, а не фортепиано, к примеру? - спросила я.
- Я люблю фортепиано, играю сам, очень много слушаю фортепианной музыки, даже больше, чем исполняемой на баяне, - говорит Олжас. - Когда решал, на чем буду играть, меня мама как-то пыталась переубедить, говорила: давай на фортепиано. А я ответил: нет, мама, мужики играют на баяне!

Ольга ВОРОНЬКО, фото и видео автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть