2587

Мужичок с гармошкой

Владимир Сенченко сразу разглядел огромный талант Розы Рымбаевой.

Как сложилась судьба первого наставника Розы РЫМБАЕВОЙ Владимира СЕНЧЕНКО? Почему музыкант-виртуоз, которого земляки боготворили, как в воду канул? На эти вопросы Владимир Викторович ответил на родной сцене семейского ГДК, куда его нога не ступала уже 30 лет.

Шустрый, быстрый, легкий… Владимир Викторович так лихо вальсирует с красавицей из русского хора, что у нее захватывает дух. А он уже на лету закружил в танце другую… А потом целый час маленький, щуплый Сенченко пританцовывал на сцене с 16-кило­граммовым аккордеоном! Глаза отказываются верить, что ему… 80! В чем его секрет молодости?

- Сцена! Конечно, сцена! Он неразрывно с ней связан вот уже 60 лет. Здесь Вова черпает силы, расцветает и молодеет! - говорит его друг-музыкант Борис ВЕРТКОВ.
- Свой первый концерт я дал в пять лет, - улыбается Владимир Викторович. - Собрал всю детвору и говорю: “Сейчас будет концерт!” Кое-как снял со стены гитару, которую бабушка строго-настрого запрещала трогать. А как играть на ней, не знаю! Нашел палку и... как ударю по струнам! До сих пор у меня стоит в ушах крик моей бабушки!
С тех пор Вова невзлюбил гитару, зато грезил о гармони.
- Когда отец ушел на фронт, мне было четыре годика. Бабушка пишет ему письмо, а я канючу: “Попроси папу, чтобы он купил гармонь!” Не понимал, что идет кровопролитная война, там убивают. Отец вернулся домой только в 1946 году и привез мне маленький аккордеон - всего 12 басов (а сейчас-то мне и 20 не хватает!). Но сколько радости у меня тогда было! Первая песня, которую я научился на нем играть, “Золотые горы”. Пальцы чуть ли не фигушками были сложены. Я же не знал, как правильно надо было ставить. Так и пошло - песня за песней!
В школе без бойкого мальчишки с аккордеоном, который на слух мог подобрать любую мелодию, не обходился ни один концерт. Но он так и остался самоучкой. Начал сочинять музыку, когда даже не знал нот. Записывал мелодию только ему понятными знаками - палочками, закорючками. Уже в Пермском училище военно-воздушных сил, где Сенченко учился на военного летчика, пошел в библиотеку и буквально за неделю проглотил “Теорию музыки”. После этого стал записывать мелодии, которые рож­дались у него в голове, как полагается - по нотам.
- Тогда я успел налетаться вдоволь! Но музыки в моей жизни было больше - с аккордеоном фактически не расставался. Даже умудрился создать в училище собственный вокально-инструментальный ансамбль. Мне до окончания учебы оставалось месяца три, когда я четко понял: летчика из меня не получится. Только музыкант!
Владимиру чудом удалось перевестись в Челябинское культпросветучилище. А оттуда он вернулся в родной Семипалатинск, где прославился как создатель сильнейшего коллектива - ансамбля песни и пляски “Молодость Прииртышья”, гремевшего в 70-80-х годах. Это было что-то фееричное! Одновременно на сцене выступали больше ста человек! Хор, танцевальный коллектив, ансамбль баянистов, вокалисты. И все они - самодеятельные артисты. После напряженного трудового дня на фабриках и заводах города молодежь спешила на репетиции, которые, бывало, заканчивались после полуночи. Домой возвращались пешком. В другой конец города.
Впрочем, счет самодеятельных коллективов, которые создал Владимир Сенченко за 30 лет, идет на сотни.
- В то время художественная самодеятельность существовала во всех учебных заведениях, организациях и на предприятиях. Выходило, что одновременно я работал в 10 коллективах. Кому-то не давали покоя мои “миллионы”! - посмеивается Владимир Викторович. - Однажды карикатура на меня вышла в “Шмеле” (популярный в советское время сатирический журнал). Я якобы еду на своем желтом “запорожце”, из которого сыплятся денежные купюры!
В советскую перестройку отлаженная система начала разрушаться на глазах. Какая художественная самодеятельность, если приходилось бороться за выживание? Перед многими квалифицированными специалистами встал непростой выбор: идти на базар или искать место, где они еще могут быть востребованы. Владимира Сенченко занесло на Алтай.
- Как раз тогда туда уехал друг. А бабушка мне всегда говорила: “Ты много не болтай, а то отправлю тебя на Алтай!” Я всегда думал, что это что-то страшное! Говорю жене: “Давай съездим, что за Алтай?” По пути заехали в колхоз под Барнаулом, а там секретарь парторганизации говорит: “О! Нам культурные работники очень нужны! Вот дом стоит трехкомнатный - заселяйтесь”. Я посмотрел - дом без окон, без дверей!
Но музыканта не испугали бытовые трудности. 27 ноября 1990 года Владимир Сенченко с семьей навсегда покинул родной город. Его дочери Ирине тогда было семь лет, сыну Ивану - шесть. С их мамой Ларисой Владимир Викторович познакомился, когда она пела у него в хоре. Несмотря на разницу в возрасте - 24 года, супруги счастливы вместе до сих пор.
- Меня всегда вдохновляла природа - наш красавец Иртыш, наш прекрасный сосновый бор! А на Алтае какая природа! Буквально каждую ночь ко мне не одна муза приходила, а целый полк ломился - и слова, и музыка. То, что ночью успевал записать, утром надо было еще до ума довести. А от основной-то работы меня никто не освобождал. Сначала в селе Стан-Бехтемир под Бийском работал хормейстером. Потом музыкальную школу там открыл. Тем временем песен все больше и больше. А их же кому-то надо петь! Я и говорю жене: “Давай создадим семейный ансамбль и будем ездить с концертами”. А она: “Ты что, чокнулся, что ли? Что мы будем вчетвером на сцене делать?” А я: “Танцевать, петь!” Она в шоке: “Ты что, с ума сошел?” Я: “Давай попробуем!”
В 1993 году 5 апреля у семейного ансамбля “Улыбка солнца” состоялся первый концерт в селе Боровиково.
- Мы туда спустились с горы, а едем после концерта - подняться не можем! Пришлось объезжать через поле. Снег выпал глубочайший. Машина застряла. До трассы километров шесть. Протолкали машину с Ларисой до дороги. И тут бензин кончился. Я наперерез КамАЗу кинулся - дети же в салоне замерзают! Кричу водителю: “Дай бензин!” А он: “Бери сколько хочешь”…
Так и мотались Сенченко и в мороз, и в слякоть по непроходимым дорогам, по медвежьим углам. Только в Алтайском крае дали 500 концертов.
И сейчас Владимир Викторович с женой и взрослым сыном продолжает гастролировать по России. В Семей - свой родной Семипалатинск - он приехал по приглашению русского социально-культурного центра. И обрадовался: на встречу с ним пришли друзья и коллеги-музыканты. Владимир Сенченко признается, что мечтал встретиться со своей звез­дочкой Розой Рымбаевой, но, к сожалению, ее не было.
- В 80-х она шла после концерта с мужем. Я с ней поздоровался. А она говорит мужу: этот мужик играл мне на гармошке! Во-первых, не гармошка, а аккордеон. А во-вторых, не играл, а занимался с ней год! - подмечает Владимир Викторович.
Но не такой он человек, чтобы затаить обиду. Музыкант с удовольствием следит по Интернету за успехами Розы Рымбаевой, которую он помнит еще девочкой.
- Шел 1972 год. Я тогда работал в семипалатинском Доме пионеров № 2, а Роза жила в интернате для детей железнодорожников. Помню, как она пришла ко мне: “Можно записаться в хор?” Я говорю: “Спой что-нибудь”. Она запела “Балладу о красках” на слова Роберта Рождественского. Драматичная песня в исполнении девочки Розы звучала очень смешно. Я улыбнулся и сказал: “Приходи!” Сначала она пела в хоре, потом стала вокалисткой. Я ей всегда говорил: “Роза, тебе надо на эстраду!” Мой друг Толя работал в железнодорожном оркестре. Я порекомендовал ему Розу. И он забрал ее. А буквально через несколько лет она начала блистать на значимых конкурсах. У Розы всегда душа чувствуется. Она каждую песню проживает. Сейчас такое редко встретишь…

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора и с сайта gakku.kz, Семей

Поделиться
Класснуть

Свежее