4107

Крым АЛТЫНБЕКОВ, реставратор: Все помешались на золоте

Через руки этого удивительного человека прошли едва ли не все самые значительные археологические находки Казахстана, в том числе Золотой человек, Сарматская жрица, находки Берельского кургана.

В глубине души Крым гордится, что частью культурной программы EXPO стала подготовленная им выставка оригинальных артефактов “Золото скифов”, но ему гораздо интереснее новые находки, которые надо спасать, консервировать с помощью его собственных методов и возвращать к жизни. Можно было возгордиться от того, что с помощью твоих рук предстал во всей красе главный символ независимого Казахстана - Золотой человек. Но у Крыма своя точка зрения:
- Разве врач гордится тем, что вчера спас знаменитого человека? Он сделал свое дело, сделал хорошо, доволен и работает дальше. Так и я…
В своей лаборатории Крым, как настоящий врач, ходит в белом халате. Во дворе стоят странные станки, копии древних стел, царит художественный беспорядок, а в кабинете все пространство занято книгами. Здесь, как в приемном покое, часто звонит телефон и принимаются важные решения.
Крым родился в многодетной семье, отец его был директором школы, а мальчик с детства интересовался историей и искусством. После армии попробовал несколько профессий и попал к российским корифеям реставрации, работая в мастерских Эрмитажа и Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации в Москве. Потом трудился в Казахстане, а после перестройки открыл собственную мастерскую, где уже обкатывал и доводил до совершенства личные ноу-хау.
- Если бы мы работали так, как принято во всем мире - с привлечением большого количества специалистов, разных технологий, оборудования, то наше золото получалось бы действительно золотым, то есть очень дорогим, - говорит Мастер. - Поэтому приходилось изобретать собственные эффективные и дешевые методы.
Настолько эффективные, что в мастерской Крыма стажируются и учатся коллеги из России, Франции, Бельгии. Конечно, когда у Мастера есть возможность. Существует даже что-то вроде очереди, чтобы поработать с ним.
- Иностранные эксперты, когда работали с нами над берельской находкой, сказали, что сохранить артефакты и консервировать их невозможно. Документировали все, фотографировали, а остальное порекомендовали списать.
Не тут-то было! Работа с деревом - это конек Крыма. Он с удовольствием рассказывает, как вода консервирует дерево, даже горелое, и как за считаные секунды, особенно под палящим солн­цем и особенно обугленное, дерево превращается в прах, только показав себя во всей красе.
- В захоронении Сарматской жрицы мы нашли удивительный гребень искусной работы, в котором масса информации, и буквально после двух снимков фото­графа быстро законсервировали его, поскольку дерево стало на наших глазах разрушаться. Если бы мы его не реставрировали, то не узнали бы много удивительных вещей, тем более что украшен он был с двух сторон.
Фамилия у нашего героя говорящая - Алтынбеков. Естественно, коллеги часто шутили над ее знаковостью, журналисты старались придумать заголовок поэффект­нее, играя на таком материале, но сам Крым к золоту равнодушен.
- В найденных артефактах важна информация, а в золоте ее нет. Ведь это только тонкая пленка, которой покрывается органика: дерево, кость, и если не сохранить ее, то золото будет лишь скомканным фантиком. Вы поймите, что текстиль гораздо важнее и труднее сохранить. А если бы в захоронении Золотого человека не было остатков ткани, мы бы никогда не смогли понять, в каком порядке и как украшен его костюм. Мы бы не обнаружили с удивлением, что найденные в раскопах вышивка и мотивы для нее до сих пор используются в одежде, особенно в глубинке, в аулах. А у нас все помешались на золоте! Все очень хотят найти второго золотого человека. Хватит того, что есть. Существует же такое понятие, как археологические ресурсы, и не надо устраивать гонку из раскопок.
Может Алтынбеков объяснить и как произошло, что кочевники, любившие золото, стали отдавать предпочтение серебряным украшениям.
- Это ошибочное представление, что казахи предпочитают серебро. Золото всегда считалось подарком Солнца, символом благоденствия. Но когда в степь потянулись под видом этнографов геологи, то они спрашивали, кто делает такие украшения, откуда кузнец берет золотую руду. А затем эти места помечали на карте, выкупали или отбирали, и начиналась промышленная добыча. Таким образом у нас были обнаружены практически все действующие до сих пор рудники. Так что Казахстан тоже пережил золотую лихорадку. А когда золота в свободном доступе не осталось, степняки перешли на серебро, правда, старались его хотя бы позолотить. Это особенно хорошо заметно на старых украшениях. Слой позолоты стерт от времени, но в углублениях заметен желтый металл. Так что любовь казахов к серебру - это блеф.
- Как только заканчиваются раскопки археологов, за дело беретесь вы. Не боитесь тревожить могилы и дух предков, не являются ли они к вам потом с упреками?
- У меня с психикой все нормально, голоса не слышу, видений не бывает. Мы не оскверняем захоронения, а ищем информацию. Да, бывает, я мысленно обращаюсь к духу захороненного: “Дед, я твой далекий потомок, извини, если потревожил, но нам нужна информация, и ниоткуда больше ее получить не можем”.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть