2840

Геннадий КРИВОШЕЕВ, автотранспортник: Мы всё делали впервые...

Жест со скрюченными большим и указательным пальцами у водителей павлодарских автобусов 30 лет обозначал “Кривой на линии”. Стоило кому-то из водил увидеть Геннадия Кривошеева, того самого Кривого, в салон тут же летели рулоны с билетами, которые стремительно вручались пассажирам, чтобы не осталось ни одного необилеченного. Павлодарские кондукторы в страхе перед грозным проверяющим из автотреста судорожно рассовывали неучтенную мелочь в сапоги, но вскоре с ужасом слышали: “А теперь разувайся”. Система “Оњай!” отдыхает!

Три года назад павлодарские власти заплатили 37 миллионов тенге алматинскому НИИ транспорта и коммуникаций за исследование работы городских автобусов. Единственным результатом этого исследования стал перенос трети местных маршрутов с основных улиц на второстепенные. Павлодарцам теперь приходится ездить с пересадками, в том числе на дачи. Люди ругаются, а власти заявили, что нигде в законе не сказано, что нужно возить беспересадочно. А вот полвека назад, когда прокладкой первых городских маршрутов руководил Геннадий Кривошеев, успевший в военные годы окончить только семь классов и вынужденный бросить школу, чтобы помогать фронту, работая токарем, маршруты прокладывались для народа более удобные. Настолько, что люди с удовольствием пользуются многими из них до сих пор.
Когда 60 лет назад Геннадия Ивановича попросили стать заместителем начальника по эксплуатации только что созданного пассажирского автотреста, павлодарцев перевозили однодверные пазики по единственному в городе маршруту мясокомбинат - вокзал. Пришлось срочно за два года организовывать первый и второй автобусные и таксомоторный парки. А еще создавать автобус­ные парки в городах и районных центрах области, потом развивать пассажирское сообщение между райцентрами и совхозами, после - пассажирские перевозки в другие города. За первые десять лет пассажиропоток увеличился в области в 45 тысяч раз! И весь этот пассажиропоток и выручку от него Кривошеев держал в голове с одним арифмомет­ром в арсенале.
- Юрфак я, конечно, потом заочно окончил, чтобы грамотно защищать новые проекты в министерстве, - рассказывает Геннадий Иванович. - Но в изучении пассажиропотока диплом тогда бы особо не помог - все же придумывалось впервые, знания приобретались опытным путем, методом проб. И штатное расписание мы с нуля в министерстве пробивали: и водителей, и контролеров, и ревизоров по безопасности. Самое сложное было понять, откуда и куда возить людей, которые до этого ходили пешком или ездили на попутках. В Павлодаре в начале шестидесятых годов прошлого века были проложены всего три улицы: Кутузова (ныне проспект Тәуелсіздік. - О. В.), Ленина (ныне Астана. - О. В.) и Дзержинского (ныне Сатпаева. - О. В.). Пустили мы по ним большие автобусы и придумали пригласить студентов педагогического училища и индустриального института ездить и отмечать, где возникают скопления пассажиров, сколько на какой остановке зашло, сколько вышло. Потом определяли, откуда к местам сбора стекаются наши пассажиры, и пускали туда маленькие автобусы, чтобы они собирали народ и подвозили его к большим автобусам. Дороги же сначала были такие, что ужас. Еще посылал своих инженеров в заводские отделы кадров по цехам переписывать, на какой улице больше работников проживает или ближе к какой остановке, чтобы добавлять автобусы или открывать новые маршруты.
Бурное развитие промышленности Павлодарской области в те годы было беспрецедентным. В 1968-м был построен тракторный завод с 22 тысячами работников. В 1977 году было принято решение о создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса (ЭТЭК), и Экибастуз стал городом двух всесоюзных ударных комсомольских строек. Были созданы многотысячные строительные тресты “Экибастузшахтострой”, “Экибастузэнергострой” и “Экибастузжилпромстрой”. И катастрофически недоставало автобусов, чтобы возить рабочих, прибывающих сюда со всей страны, к шахтам и на ГРЭС.
- Поставки новых автобусов были крупнейшими, но за развитием ЭТЭК не успевали, - вспоминает Геннадий Иванович. - Месяцами я сидел в командировке в Экибастузе, приезжало союзное руководство, собирали планерки. Перевозки были нашей постоянной болью - люди битком набивались в автобусы и могли элементарно подавить друг друга. На автобусных остановках пришлось устанавливать турникеты, чтобы хоть как-то упорядочить посадку. Порядок чуть-чуть обеспечили, но мест от этого больше не стало. Тогда я поехал к руководителям ГРЭС и угольных разрезов. Мы сели и вместе расписали график движения. Руководители предприятий так подстраивали работу своих подразделений, чтобы мы успевали частями подвозить туда работников. Представляете, тот график соблюдался посекундно!
А возвращаясь из многомесячных командировок домой, гроза нерадивых водителей и кондукторов садился за… бабушкину ножную машинку “Зингер”, переданную ему матерью - лучшей портнихой села Ямышево, и шил трем дочкам шикарные бальные платья по своим выкройкам. На Новый год вся семья получала от Геннадия Ивановича по оригинальному карнавальному костюму и дизайнерскую елку (елка - обязанность Геннадия Ивановича и по сей день). Рыбалка, бассейн, лыжи - интересов всегда было море.
5 июня на одном из “своих” автобусов - 22-го маршрута, который по сей день ходит по утвержденному им графику, Геннадий Иванович, как обычно, поедет на дачу. Потом попарится в баньке и к праздничному столу - отмечать 90-летие в кругу любимой семьи, которая знает: дед и прадед обязательно придумает что-то интересное.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть