2470

Всю жизнь на высоте

     Галина КУЗЬМЕНКОВА из Усть-Каменогорска - первая женщина в Казахстане, которая получила звание “Почетный авиатор”, уже выйдя на пенсию. За 24 года работы  в небе Галина Николаевна отлетала 11 358 часов 48 минут.

- Честно говоря, для меня это стало полной неожиданностью, - признается Галина Николаевна. - У нас каждую вторую бортпроводницу можно награждать!
“У нас” - это в организации “Иртыш-Авиа”, которой сейчас нет. В 2004 году авиа­компания обанкротилась, многие сотрудники остались без работы.
- Мы тогда недоумевали, как такой огромный регион, как Восточно-Казахстанская область, останется без местной авиакомпании. Ведь мы выполняли все местные авиарейсы, летали в ближнее и дальнее зарубежье, - рассказывает Кузьменкова. - У нас был хороший парк техники: Ил-14, Як-40, Як-42, Ан-2, вертолеты. Некоторые пилоты не выдержали потрясения и вскоре практически один за другим скоропостижно ушли из жизни. Пилоты - это люди, которые на самом деле не могут жить без неба.
Небо - смысл жизни и для Галины Кузьменковой.
- Когда я училась в восьмом классе, мы с родителями путешествовали, летали в Москву, Одессу, Кишинев. Помню, как я зашла на борт самолета Ту-154 и… влюбилась! - улыбаясь, говорит собеседница. - Мне понравилось все: обстановка, вид из иллюминатора, улыбчивые, вежливые бортпроводники. А форма меня просто заворожила. С тех самых пор я твердо решила, что стану бортпроводницей.
В Алматы Галина Кузьменкова окончила профессиональные курсы.
- В 1980-х годах особых требований по внешним данным, росту к соискателям не предъявляли. Параметры 90х60х90 были вовсе не­обязательны, - рассказывает Галина Николаевна. - Главное - здоровье. Отличное зрение, здоровые сосуды и сердце. У нас был экзамен, почти как у космонавтов, когда садишься в специальное кресло, которое очень быстро вращается. Даже те девушки, которые прошли экзамен, нередко уходили из профессии после первого полета. Выдержать болтанку, когда самолет попадает в зону турбулентности, не каждый может. Это неприятно и страшно.
Каждый год бортпроводники повышали квалификацию. Кроме того, в Усть-Каменогорске на постоянной основе проводили занятия по учебно-спасательной работе.
К счастью, полученные во время учебно-тренировочных работ знания не пришлось применять на прак­тике.
- Техника была очень надежная, аварийных посадок не было, - пояс­няет почетный авиатор. - Единственное - пьяные пассажиры нередко бывали на борту. А пьяный пассажир - это угроза безопасности. Помню, летели мы из Алматы в Актау, и одного буяна пришлось связать, а рот скотчем заклеить. Так он у нас и прибыл в пункт назначения. Еще не забуду случай: начало 1990-х, перестройка, рейс в Москву. Один пассажир и без того был пьян, стал требовать водку, я отказала, тогда он меня толкнул и стал кричать на весь салон, что всех нас, вместе взятых, может купить. Открыл чемодан, а там полно денег. По прилете пришлось вызвать ОМОН. Он, как увидел ребят в форме, упал на колени и стал умолять его простить.
Были и другие пассажиры, которые внешне выглядели угрожающе, а на деле оказывались куда более безобидными, чем хмельные чиновники.
- Как-то везли на борту рысь, которая сидела на руках у хозяина. Я даже не заметила, как она прыгнула и оказалась у меня на коленях! - смеется Галина Кузьменкова. - Испугалась, конечно, но виду не подала - нужно сохранять спокойствие, невозмутимость и улыбаться, несмотря ни на что. Даже если ты пять часов на ногах, если встал в четыре утра. Или организм перепутал день и ночь из-за смены часовых поясов.
- Очень тяжело было летать весь день на Ил-14, который обслуживал все местные авиарейсы - из Усть-Каменогорска в Акжар, Приозерное, Зайсан, Большенарым (сейчас Улкен Нарын. - Е. С.), Зыряновск, Курчум. Например, в Большенарым выполняли по пять рейсов в день. А салон в Ил-14 практически не отап­ливается, было очень холодно, - рассказывает Галина Николаевна. - Мой любимый самолет - Як-42, который не сравним ни с чем по степени комфортности.
Ко всему прочему бортпроводникам необходимо всегда выглядеть безупречно.
- Прическа, маникюр, туфли на каблуках. А вот аксессуары были под запретом. По технике безопасности не разрешалось носить даже обручальные кольца - во время эвакуации при аварийной ситуации я могу просто зацепиться кольцом за что-нибудь, - поясняет собеседница.
Но больше всего бортпроводница Кузьменкова любила дальние перелеты.
- Это ведь очень интересно: новые города, новые впечатления. Мне очень нравится Ташкент - архитектура, люди... Это потрясающий город! Особенно нравилось прилетать туда в марте, когда у нас еще холодно, а там уже все начинало цвести… А узбеки? Вы не представляете, какие там гостеприимные люди! - отмечает Галина Николаевна. - Еще мне очень запомнился Атлантический океан. Во время заката солнце как будто ныряло в эту огромную водяную чашу, а звезды ночью так близко, что кажется, будто их можно достать рукой.
- Говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Вы не мечтали стать пилотом?
- Сесть за штурвал? Нет! - смеется Галина Кузьменкова. - Я работала инструктором, потом старшим бортпроводником-инструктором. Хотя… За штурвалом я сидела. На месте второго пилота во время посадки. А вот с парашютом не прыгала, хотя очень хочется!

Елена СУПРУНОВА, фото Виктора АБАКУМОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть