9482

Папина дочка

За что женщины любили композитора Нургису ТЛЕНДИЕВА, рассказала его дочь

     Считается, что дело отца продолжает сын, а вот детище Нургисы Тлендиева - созданный им оркестр “Отырар сазы” - подхватила дочь композитора. Недавно Динара ТЛЕНДИЕВА с оркестром отца покорила французскую публику. Комплименты отпускали и ее внешности, и таланту. Гастроли во Франции прошли в последних числах сентября, а 19 октября в Казахской государственной филармонии им. Жамбыла состоялся вечер памяти Тлендиева.

Дирижера и композитора, вернувшего на сцену большую часть казахских народных инструментов, не стало двадцать лет назад… Динаре тогда было всего тринадцать, и она даже не предполагала, что когда-то встанет за дирижерский пульт, а тем более будет руководить оркестром, который создал ее отец.
- Когда я выбирала специальность, - рассказывает Динара, - папы уже не было. Действительно, есть такой стереотип, что дирижер - исключительно мужская профессия, более того, она для очень зрелых музыкантов. Мы привыкли, что руководит оркестром взрослый мужчина с пузиком, лысиной, с большим опытом. Мне же было всего двадцать четыре года, когда после консерватории я пришла в оркестр. На мой выбор во многом повлияли коллеги папы. Я много раз во время учебы в консерватории слышала: “Здорово было бы, Динарочка, если бы ты пришла в папин оркестр”. Саму мысль о том, что я могу быть дирижером, мне подал папин друг и коллега Толепберген АБДРАШЕВ, у которого я потом и училась. На самом деле женщины давно уже все отобрали у мужчин - профессии, черты характера, гардероб, так что удивляться нечему.

Динара рассказала нам, каким был известный композитор в семейной жизни. У семьи Тлендиевых есть красивая легенда о том, как полюбили друг друга Нургиса и Дарига. Девушка приехала в Алматы учиться, но в итоге пошла работать на киностудию “Казахфильм”, и там однажды знакомый представил “сестренке” красивого мужчину с большими ушами.
- Большие уши были папиной изю­минкой и не мешали женщинам обожать его… К моменту знакомства он был хорошо известен как композитор: мама во время учебы в школе пела его песни, - рассказывает Динара.
Композитор был на два десятка лет старше двадцатилетней Дариги, но поразил ее энергией и молодыми горящими глазами. Не обратить внимания на такого мужчину было невозможно. А потом был самый романтический момент. После пикника на берегу речки, посвященного иностранным гостям киностудии “Казахфильм”, надо было поздно вечером возвращаться домой. Но почему-то не нашлось места ни в одной из машин для Дариги и Нургисы, они так и остались на берегу Алматинки. Нургиса посадил Даригу на валун, ее освещала луна, и композитор спел ей песню, которая впоследствии станет хитом: “Будьте свидетелями звезды, будь свидетелем луна моему счастью”.

- Я считаю, что мама очень счастливая женщина, ведь папа посвятил ей очень много красивых песен о любви. Насколько надо любить женщину, чтобы рождались такие красивые мелодии, - восхищается Динара.
До этого у Нургисы был опыт семейной жизни с Натэллой Сайматовой и родилась дочка, но главной любовью стали Дарига и дочка Динзухра - Динара, как ее все звали. Она родилась спустя много лет счастливой совместной жизни пары. На тот момент Дариге было уже тридцать девять, а Нургисе шестьдесят. Дирижер и композитор вырастил и племянницу Ларису. Это дочка брата, без вести пропавшего во время Великой Отечественной войны.
- О войне стоит сказать особо, - говорит Динара. - До сих пор годом рождения папы ошибочно считается 1925-й, потому что Нургиса исправил дату рождения (на самом деле он родился в 1927 году), чтобы уйти на фронт в шестнадцать лет. И воевал до Победы. Он был трижды ранен, контужен. О боевом прошлом рассказывать не любил, но
9 Мая всегда у нас дома был особым праздником. Мы накрывали стол, поздравляли папу, дарили ему подарки.
Ларису воспитывали бабушка и Нургиса. Из-за популярности дяди девочка очень часто бывала в оперном театре. Динара вспоминает:
- Это еще одна история, которую у нас в семье очень любят вспоминать. Бабушка вечером ее наряжала, заплетала косички и отправляла с папой в оперный театр. У бабушки был свой план: ребенок не даст Нургисе отправиться после представления куда-то с музыкантами, придется идти домой. Лариса до сих пор вспоминает, как сидела в оркестровой яме, как держала полотенце, чтобы папа мог вытирать пот, и как все балерины спрашивали его, что он делает после концерта. Папа очень любил гулять вместе с Ларисой и моей мамой. Они обе были красавицы, он брал их под руки и важно шагал в окружении этих женщин. Но когда тетя захотела стать певицей, папа ее отговаривал и шутил, что одного дурака в семье хватит. Видимо, имел в виду, что музыка отнимает слишком много времени и сил.
- Но вас-то отдали учиться в музыкальную школу. Это была папина идея?
- Да. Правда, отвела туда меня мама, поскольку отец был в отъез­де, и мне предложили учиться играть на скрипке. Выдали маленький очень милый инструмент, мы сшили специальную подушечку под скрипку. Сотовых телефонов не было, и папе не сразу сообщили, что я прошла отбор и меня зачислили на скрипку. Он ужасно возмущался - хотел, чтобы я играла только на фортепиано. Поэтому добился моего обучения на другом инструменте.
- Папа очень мучил вас музыкой, требовал полной отдачи?
- Он меня безумно любил и даже маме запрещал повышать на меня голос. Я знала, что он меня всегда защитит, и, конечно, пользовалась этим. У нас была огромная квартира площадью двести квадратных метров, и в случае наказания я умудрялась плакать так громко, чтобы папа услышал меня из любой комнаты, бросил все свои дела и пришел спасать. Мама была строгой, требовательной, а вот папа всегда говорил: “Не надо ее ругать. Если у ребенка есть задатки к чему-то, они и так пробьются”. Поэтому не ругал за оценки, не тащил на конкурсы. Всегда говорил, что главное - не трепать ребенку нервы. Кстати, свою дочку я тоже отдала учиться в байсеитовскую школу и тоже на фортепиано. Пусть знает, каково это! Если серьезно, то мне ее, с одной стороны, жалко, с другой - я знаю, как много дают занятия музыкой, хотя времени больше ни на что не остается. А вот домброй заниматься я стала уже после ухода папы. Не могу объяснить, откуда возникло у меня такое желание. Но именно домбра пробудила во мне желание сочинять музыку.
- Возрождением инструментов вы не занимаетесь? Не продолжаете это дело отца?
- Папа практически сделал все, что можно, ничего не оставил на потом. Так что моя главная задача - не растерять это богатство. Да и публика меняется, меняются вкусы, это тоже приходится учитывать. Например, мы играем не только кюи, но и зарубежную классику и песни. Во Франции в день нашего концерта ушел из жизни Азнавур, а у нас в программе звучала его песня “Вечная любовь”.
- У вашего папы был любимый композитор?
- Да, Чайковский. На свой юбилейный концерт в семьдесят лет он как раз дирижировал его симфонию. Да и в папиных сочинениях профессионалы находят отголоски творчества Чайковского.
Сейчас в квартире Нургисы Тлендиева расположен его дом-музей, там хранятся все архивы, ноты и записи композитора. В городе есть красивый памятник музыканту. Динара рассказывает, что ее дочка, будучи еще совсем маленькой, проезжая мимо этого памятника, всегда вздыхала: “Как жаль, что я не знаю аташку, мне кажется, мы бы с ним были очень близки”.

ИЗ НАШЕГО ДОСЬЕ

- Нургиса Тлендиев - лучший ученик Ахмеда ЖУБАНОВА, которому учитель подарил свою домбру, выпускник Московской консерватории, автор более пятисот произведений.
- Всю жизнь посвятил возвращению на концертную сцену народных инструментов и популяризации казахской музыки.
- Созданный им по поручению Д. КУНАЕВА фольклорно-этнографический оркестр “Отырар сазы” объездил весь мир, становился лауреатом премии Ленинского комсомола, Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Динзухрой ТЛЕНДИЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть