2483

Ей важно быть услышанной

Зачем педагог со стажем красится яркой помадой

Ей важно  быть услышанной

Без малого 50 лет Ольга ДЖАНАЕВА учит детей, которые не слышат, говорить, петь и даже танцевать. А дома у нее мини-ателье: она еще и костюмы ребятам шьет для выступлений - не всегда по карману призвать на помощь профессиональных швей. Если бюджет совсем уж жмет в плечах, добавляет сама. В школе Ольга Васильевна - героиня местных легенд. Рассказывают: когда все праздновали 8 Марта, она на барахолке выбирала ткань для будущих костюмов. Смеется. Улыбка красивая. И неизменно яркая помада. Это профессиональная привычка - так детям легче учиться читать по губам.

Ольга Джанаева вообще для этой школы величина постоянная. Восемь директоров сменились за годы ее работы. Но сама она на карьеру музыкального работника в спецшколе не целилась. Так, пришла подменить подругу. Чтобы понять специфику, поехала на курсы повышения квалификации в Москву. А потом, спустя время, ее из школы не отпустили. Да она и сама не рвалась - в музыкалке шла негласная борьба за часы, а здесь дополнительные уроки ей буквально нахлобучивали - вынести бы! Сложно было невероятно. В первую очередь морально. Приходила домой, рассказывала мужу: “Иду по коридору, а навстречу мне девочка, полная сирота. Валенок на лестнице потеряла. Колготки, которые размера на три больше, с одной ноги сползли и тянутся за ней по полу…”

- Вещи-то для детей приходили сразу на класс. И почему-то одного размера. Учителя пытались как-то выкрутиться, поменять их между классами. Времена были трудные. И дети были так прон­зительно беззащитны, - даже сейчас, вспоминая это, Ольга Василь­евна делает над собой усилие.

Тогда, признается, ревела. А супруг Валерий ДЖАНАЕВ, заместитель главного редактора газеты “Огни Алатау”, говорил все время: “По твоим рассказам книгу можно написать!” От книги Ольга Васильевна отмахивалась. На интервью и сейчас не соглашалась: пишите про школу!

Что ж, пишем: в алматинской спецшколе-интернате №5 учатся 240 детей с нарушением слуха. Семьи разные - кто-то старается в надежде социализировать и выучить ребенка по максимуму, несмотря на диагноз. Некоторые приходят в школу скандалить: мало матпомощи предоставляют.

- Есть у нас дети, которые лишились слуха по недогляду родителей - в доме гостила родня, и матери было не до больного малыша. Или повезли новорожденного на праздник зимой за тысячи километров, потом больница, уколы гентамицина, - с болью в голосе говорит директор школы Роза СЕРКЕБАЕВА. - И с каждым годом число детей с нарушением слуха, увы, растет.

Сегодня здесь важный день - откроют ящик с полезными подарками для детей. Целый месяц педагоги отправляли в него какие-то нужные мелочи, купленные на свои и от себя: упаковка носков, футболка, канцелярский набор.

- Ребятам сложно общаться со слышащими людьми в обычной жизни. Вот они и выходят в мир часто группами по двое-трое, так проще ориентироваться, что-то узнать, заговорить с прохожими. Закрыты они в своем сообществе. Там учатся, дружат, пытаются устроиться на работу. Создают семьи. Часто мои ученики приводят в школу уже своих детей, - объясняет Ольга Васильевна.

Познакомились мы на благотворительном концерте, куда Ольга Джанаева привезла своих воспитанников выступать. С профессио­нальными артистами в тот день делили сцену талантливые дети с особенностями развития. Ребята танцевали, зрители привычно хлопали. Но ахнули, когда артисты запели. Есть у жестовой песни своя фишка - уловить смысл можно, просто глядя на исполнителя. Каждый жест-слово логичен.

“Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…” Вот руки певцов летят в стороны, пытаясь охватить будущее в дымке, вот резким движением изображают надлом. Это так часто про них.

С понедельника по пятницу дети могут в школе ночевать. Конечно, скучают по дому и семье. Поэтому обязательный пункт в расписании - обнимашки.

- Нам очень важен тактильный контакт. Даже когда мы ставим танцы, я, отбивая и показывая им ритм, могу похлопать танцора по руке, - улыбается Ольга Васильевна. - Да и учеба им дается нелегко. Человеку, живущему в тишине, для того чтобы заговорить, нужно научиться использовать речевой аппарат. С учеником надо проработать каждую букву. Сурдопедагоги бьются: звук “р-р-р-р”, например, ставят с помощью обычной соски. И таких хитростей в нашей работе много.

Звонок. Он здесь больше для учителя. Ребята с третьей и четвертой степенью глухоты не знают, как он звучит.

- Прислушайтесь - перемена, а в коридоре почти не слышно ребячьего гомона, болтовни, - вдруг отмечает Ольга Васильевна. - Им привычно общаться жестами. Но учителя настаивают: старайтесь говорить даже на перемене. Так будет легче выйти в большой мир, освоить разные профессии. У нас ведь как - если слабослышащий, то сразу сапожник или парикмахер. А мы можем вырастить даже музыкантов!

И ведь вырастили: однажды в школе появился свой ансамбль. Ольга Васильевна тогда директора измором взяла, но для ребят приобрели гитары и ударную установку. Новоиспеченному коллективу удалось выучить сорок композиций. Какие вечера танцев устраивали в школе, где только не выступали!

- У нас был потрясающий ударник Алим МЕНДЫБАЕВ. Он чувствовал ритм тактильно. Мог бы влиться в любую музыкальную группу, - ударяет рукой по руке Ольга Васильевна. - Но незадолго до выпускного у меня умер свекор, я взяла вынужденный отпуск, а вернувшись, увидела свой кабинет совершенно пустым. Я думала, что ремонт. Но, оказывается, нас ограбили! Расследование ни к чему не привело. А снова купить инструменты мы уже не смогли.

Приоткрывается дверь, третье­классники досадуют: засиделись журналисты. У них же репетиция. Учат новый танец: мальчики - китайский по мотивам единоборств, девочки - изящный индийский. Ольга Васильевна снимает со шкафа коробку с коронами. К выбору танца подходят практично: есть костюм, который можно использовать для новой постановки, - будет танец. Но если какая-то идея уж очень просит родиться - начинается новый поход на барахольные ряды с тканью. Шить любила всегда. Муж купил старенькую швейную машинку. 120 костюмов она сшила для своих танцоров. Без отрыва от школьной жизни - значит, по ночам.

- Семья к этому всегда относилась с сочувствием, - одной улыбкой Ольга Васильевна останавливает расспросы.

Супруга похоронила 10 лет назад, общих детей у пары не было. Но Ольга Васильевна с теплотой относится к дочери мужа от первого брака. У нее даже внук есть. Жаль, близкие живут далеко. По­этому мы снова о работе.

- Наши ребята в силу сопутствующих диагнозов не скоординированы, у них бывают головокружения. Я все движения дома репетирую сама. Если меня заштормило - тяжело будет и детям, - рассказывает Ольга Васильевна. - Но зато как радует прогресс! Наш выпускник, тот самый Алим, стал знаменитым мимом, он всегда был удивительно пластичен. Мы завороженно смотрели его выступления - он без слов мог вывести человека на сцену и тут же соорудить номер. Денис ЧЕВАРДИН, ныне, увы, покойный (его жизнь оборвала аневризма), прекрасно танцевал, даже поступил в алматинское хореографическое училище имени А. В. Селезнева. Есть у нас и сейчас талантливые ребята - Тимур САДЫКОВ так зажигательно танцует лезгинку, орел! Знаете, я фанат детей: заходишь в школу - и ты совершенно другой человек! Эта нагрузка не дает и мне ослабить жизненный тонус.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть