2987

С песней по жизни

Жителю Петропавловска Василию КАРПУКУ (на снимке) уже за 80, но он не сидит дома, как иной пенсионер, а увлечен своим хобби - поет в городском хоре ветеранов. Вот и в эти предстоящие праздничные дни независимости Казахстана он наверняка выйдет на сцену. Чтобы вспомнить страшное военное детство и счастливые годы освоения Целины.

Дважды в неделю он надевает рубашку, отглаженный костюм и при параде отправляется на репетицию в городской Дом культуры.
В основном в хоре женщины, и каждый мужчина здесь на вес золота. Василий Евсеевич говорит, что просто не может подвести коллектив, к тому же поет с большим удовольствием.
- Песни меня заряжают, да и общение тоже! - улыбается Василий Евсеевич. - Я жил в украинской деревне, а там все пели, поэтому я вырос в атмосфере народного творчества.
Когда хор исполняет песни военных лет, а их в репертуаре немало, перед глазами Василия Карпука под звуки гармони всплывают страшные картины из детства...

Ему было шесть лет, когда пришлось столкнуться с фашистами лицом к лицу. Маленький Вася жил с родителями в деревне Гаруша в многодетной семье.
- Мы знали, что за речкой стоят наготове вражеские самолеты и танки. У папы были друзья в соседней Польше, они предупредили, что враги что-то замышляют. В ту ночь мы не стали закрывать ставни, чтобы можно было выпрыгнуть из окон, которые выходили в сад, - вспоминает Василий Евсеевич.
До рассвета послышались взрывы и рев техники. Фашисты начали бомбить села и мосты. Отец семейства Евсей КАРПУК забрал старших детей и отвел в лес.
- Утром меня разбудила мама, и я увидел в окно людей с автоматами. Мы спрятались на чердаке, но это нас не спасло, - продолжает Василий Карпук. - Немцы сломали дверь, но увидев, что в доме пусто, полезли проверять чердак и нашли нас. Они разозлились, били маму автоматами, я плакал. Потом нас повели в центр села, туда фашисты согнали всю деревню. Маму затолкали в машину, а я схватил ее за подол и просил, чтобы меня тоже взяли.
Тогда один из фашистов сбросил мальчика в глубокий карьер, где добывали глину, и тут же начал стрелять по нему. Женщины в машине взвыли: “Не убивайте детей, ироды!”
- Бог меня уберег, немец ни разу не попал по мне, одна пуля прошла под мышкой, вторая возле уха, - голос Василия Евсеевича дрогнул. - Потом я потерял сознание, видно, от сильного удара и от испуга. А когда пришел в себя, вокруг никого не было. Лишь слышалась бомбежка, а деревня горела, все было в густом дыму.
Вася выбрался из карьера, но боялся встать на ноги и решил просто ползти по земле. Возле одного из заборов его шепотом позвала женщина, которой удалось укрыться в огороде. Она прижала мальчика к себе, успокоила, согрела. А когда стемнело, они вместе ушли в лес, там были свои - солдаты и жители ближайших деревень.
Мама Василия оказалась в плену. Среди охранников встретила соседа, и он помог ей бежать к своим в лес. А там она нашла не только своего мужа и старших детей, но и Васю, которого не надеялась больше увидеть живым.
Семье пришлось жить в лесу с партизанами, пока в начале весны 1944 года деревню Гаруша не освободили от фашистов. Именно об этих солдатах-спасителях думает Василий Карпук, когда поет песни о партизанах.
...До победы оставался еще год. Все, кто жил в деревне, работали днем и ночью, чтобы обеспечить фронт провиантом. Девятилетний Вася боронил землю на лошади, укладывал сено в скирды. И уже тогда всей душой полюбил землю-кормилицу. 9 мая 45-го после обеда в колхоз приехал председатель, объявил о победе и вручил Васе его первую награду за труд, полпуда пшеницы.
- Мы эти 8 килограммов неделю ели, - вспоминает пенсионер. И рассказывает, как он любит петь о целине. В такие моменты Василий Евсеевич закрывает глаза и представляет себя на поле, где колосится бескрайним океаном пшеница...
- В первый класс я пошел только после войны - в 10 лет! Окончил семилетку в нашей деревне, но папа настоял, чтобы я учился десять классов. Для этого мне надо было три года ходить пешком за 30 километров в райцентр, где была полная школа. Обуви тогда не было, так папа соорудил мне туфли на деревянной подошве, но их я надевал только перед школой, а всю дорогу шел босой!
В 10-м классе Вася сам собрал себе велосипед, в школу уже не ходил, а ездил:
- Искал запчасти в кучах металлолома или на рынках. Колеса, рамы были, а вот сиденье долго не мог найти, а потом решил сделать его из валенка.
Учитель физкультуры, заметив самодельный транспорт, пророчил, что юноша станет инженером.
- А я ответил, что хочу быть моряком, потому что мой дядя - старший брат отца Григорий Карпук - служил в морфлоте в Ленинграде на крейсере “Аврора”. Он во время революции стрелял по Зимнему дворцу, - рассказывает Карпук о детских мечтах, которым не суждено было сбыться.
Отучившись в техникуме механизации сельского хозяйства и в профтехучилище, Василий отправился в Казахстан поднимать Целину. На комбайне работал самозабвенно, но недолго. Вскоре его позвали в Чистовское профтех­училище обучать этому мастерству других ребят. А потом назначили директором Карагугинского училища №132. Ему не было и 30, но молодость не помешала сделать из хулиганской шараги образцовое училище и общежитие.
- Зашел в столовую и попросил дать мне обед. Меня хотели накормить из отдельной кастрюли, но я настоял и попробовал еду из общего котла. И сразу понял, что повара этим откармливают... своих поросят: дети от такой еды отказывались, и отходы ведрами таскали домой работники кухни. Я собрал совещание, и мы в корне изменили меню, внедрили четырехразовое питание, еда стала вкусной, - вспоминает отличник профтехобразования.
За заслуги Василия Карпука забрали в Петропавловск и назначили первым замом руководителя областного управления профтех­образования. Оттуда он ушел на пенсию.
Тогда и началась его новая жизнь на сцене. Хор ветеранов выезжает на гастроли по деревням Северо-Казахстанской области, а по праздникам выступает с большими концертами в городе.
А летом, когда хор на каникулах, Василий Карпук все равно не сидит дома у телевизора, а занимается дачей, удивляя соседей внедрением все новых способов повышения урожайности и борьбы с вредителями. В суровом североказахстанском климате он, пожалуй, единственный умудряется получать урожай грецких орехов! Говорит, казахстанская земля способна еще и не на такие чудеса!

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора и Вадима РУДАКОВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть