3972

Ахмет МУРАДОВ, сопредседатель ассоциации чеченцев и ингушей Казахстана “Вайнах”: Мы люди без вредных привычек

- Ахмет Сейдарахманович, главной задачей созданной по инициативе президента Казахстана 1 марта 1995 года Ассамб­леи народа Казахстана была разработка и реализация государственной национальной политики. Вы работаете в этом институте практически с первых дней, и у вас есть возможность сравнить, как все начиналось и какие успехи были достигнуты за эти годы.
- Хочу начать наш разговор с того, чтобы поздравить всех казахстанцев с великим событием - 25-летием независимости Республики Казахстан. Ассамблея народа Казахстана учреждалась 21 год назад как Ассамблея народов Казахстана, и на тот момент именно такое звучание и содержание были наиболее адекватными ситуации. Ассамблея объединила национально-культурные центры, которые уже существовали, “Вайнах”, к примеру, работал с 1989 года.
Наши этнические организации, я имею в виду не только “Вайнах”, формировались для того, чтобы заниматься возрождением культуры собственного народа, и наше название тогда было ассоциация развития культуры чеченского и ингушского народов “Вайнах”. Это такая, если хотите, остаточная деформация после того, как мы долго прожили в советском Казахстане, который называли “лабораторией дружбы народов”.
25 лет прошло, и мы точно определились, Конституцией закрепили, что мы народ Казахстана. Люди поверили в то, что будущее каждого казахстанца связано с Казахстаном и мы должны идти в едином направлении. Это случилось в первую очередь благодаря воле нашего лидера Нурсултана Абишевича Назарбаева. В 2007 году на ассамблее было принято решение, что мы должны называться Ассамблея народа Казахстана. Это принципиально важно. Любые изменения в таких вопросах вносятся для точности формулировок. Потому что, если, условно говоря, все время тыкать: ты - тот народ, ты - этот народ, мы не сможем консолидировать представителей разных этнических групп. Представители разных национальностей должны быть уверены: страна, где казахи - государствообразующая нация, принимает всех остальных как органическую часть, как единый народ Казахстана. В этом направлении была проведена очень большая кропотливая работа всех структур Казахстана и особенно Ассамблеи народа Казахстана.
Я счастлив, что нахожусь в этом процессе. Двадцать один год с лишним работы ассамблеи - это 21 шаг вверх по достижению единства и органического сочетания интересов каждого казахстанца, это очень важный код поведения в стране. Я так воспринимаю деятельность нашей ассамблеи.
Поэтому вполне логично было, когда в 2013 году мы внесли изменение в название нашей организации - ассоциация чеченцев и ингушей Казахстана “Вайнах”, и таким образом связали себя в ментальном и юридическом плане со страной, где счастливо живем.
- Острой проблемой для ассоциации “Вайнах” была проблема беженцев из Чеченской Республики. Вы справились с задачей.
- В Чечне наладилась мирная жизнь... По происшествии стольких лет говорить об этом можно как о памяти и назидании.
Среди беженцев из Чечни в Казахстане было много тех, кто когда-то вернулся на историческую родину после депортации, у них остались здесь друзья-товарищи, родственники, много причин было из Чечни поехать в Казахстан.
Война и связанные с ней проблемы и испытания - это несправедливый период в жизни любого народа, когда люди получают тяжелейшие испытания, сами не понимая за что. Чеченцам, к сожалению, многое пришлось пережить… Когда в Казахстан хлынула огромная масса беженцев, мы были вынуждены взять на себя процесс по их приему, размещению, поддержке, но мы сами бы не справились, это точно. Я вам расскажу, как все складывалось. Самое главное: по этому поводу была четкая позиция Нурсултана Абишевича Назарбаева. Он сказал на сессии ассамб­леи: пусть едут, пусть размещаются, но только соблюдают наши законы.
Я был свидетелем многих волнительных историй, когда наши казахстанцы в буквальном смысле забирали домой беженцев и оказывали им помощь на начальном этапе. Мы получили поддержку и от международных организаций, работающих в Казахстане, и от фондов, но самое главное, чего мы сумели добиться: ни один человек не остался на улице, и ни одному беженцу не дали пойти с протянутой рукой. Мы много раз говорили на эту тему. Я хочу еще раз поблагодарить всех - и простых людей, и чиновников, которые с пониманием отнеслись к горю прибывших людей и оказали им помощь… Не дай бог нам пройти испытания, которые выпали на долю беженцев... Вот этот алгоритм взаимной поддержки - ассамблеевский код поведения и традиция гуманитарного, гуманного отношения казахов ко всем, кто приезжает…
Я скажу так: нет в Чечне или Ингушетии семьи, в которой нет теплых воспоминаний о Казахстане и о людях Казахстана. А здесь я каждый раз встречаю людей, у кого есть история, связанная с людьми с Кавказа.
- Мы были свидетелями, как несколько лет назад вы лично принимали участие в снятии межнациональной напряженности в Алматинской области. Вы начали переговоры со встреч со старейшинами. Вероятно, это был нелегкий диалог. Скажите, проводят ли психологи с членами ассоциации какие-то психологические тренинги на тему разрешения межнациональных конфликтов?
- В решениях внутренних вопросов в чеченской среде последней инстанцией, конечно, в любом случае являются старейшины. Но если мы говорим о межнациональных конфликтах в Казахстане, я бы хотел официально заявить: не было таких конфликтов. Корень проблемы в первую очередь всегда экономический, и потом уже появляется очень много сил, которые хотят, чтобы это обрело этническую окраску. И я переживаю, что эти усилия не прекращаются и будут еще долго использоваться для дестабилизации ситуации в стране.
В Ассамблее народа Казахстана сегодня действует много институтов по профилактике, мониторингу, недопущению конфликтов. Это и научно-экспертный совет, и советы общественного согласия, и центры по медиации.
- Какие условия в нашей стране созданы для того, чтобы сохранить язык и традиции чеченцев и ингушей?
- В Акмолинской области есть общеобразовательная средняя школа, в которой в основном обучаются дети чеченцев, там ведутся уроки чеченского языка. В Казахстане очень много школ на узбекском, таджикском, языках, но это там, где есть необходимость. У нас в стране проблемы ингушского и чеченского языков до такой степени, что нужно ставить в стандарты Министерства образования, нет. Но мы занимаемся изучением ингушского и чеченского языков в воскресных школах. Каждое слово - это глубинная история каждого народа, правда же?
В домах дружбы в Алматы и Астане, в Караганде, где есть кружки по изучению чеченского и ингушского языков, я встречал людей разных национальностей, поинтересовался: “Вам зачем?” Отвечают - у меня друзья, я замуж за чеченца собираюсь. Такое сближение и интерес к другому языку кроме своего родного позволяют нам лучше узнать друг друга, духовно сближают. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем своим чеченцам: изучайте наряду со своим языком и казахский язык!
- Среди долгожителей в Казахстане много чеченцев, но точной цифры я не нашла.
- У нас, к сожалению, тоже нет. Скажу так: долгожительство - это все-таки награда за правильную жизнь. Чеченцы в основном люди без вредных привычек: не пьют, не курят, ведут патриархальный образ жизни, и в их жизни присутствует такой фактор гармоничной жизни, как вера - ислам, который они исповедуют.

Зейнеш САЛАМАТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее