3442

Дом для Лилии

В Семее из-за страха перед временной регистрацией мать хозяйки ветхого жилья выгоняет на улицу своих квартирантов - маму-одиночку с пятью детьми. Младшим - три, два года и девять месяцев!

В первый раз 34-летняя Лилия БАХТИЯРОВА обратилась ко мне за помощью в августе прошлого года. Сразу после рождения последнего ребенка ее гражданский муж, не выходивший из запоя, исчез в неизвестном направлении. А Лилия осталась одна с пятью детьми практически без средств к существованию.
Тогда, чтобы помочь многодетной матери, хватило одного поста с призывом о помощи в популярной социальной сети. Люди везли громадные пакеты с продуктами и детскими вещами. Малышам протягивали кульки со сладостями, а их маме - денежные купюры. На эти деньги Лилия сняла квартиру в десяти минутах ходьбы от центра города и сделала в ней ремонт. Казалось, жизнь налаживается.
Но через полгода я снова услышала в телефонной трубке встревоженный голос Лилии.
- Мы сняли квартиру у Александры МУТОВОЙ, - начала она издалека. - Но через месяц она куда-то пропала. Деньги за аренду (пятнадцать тысяч тенге) стала забирать ее мама Светлана МУТОВА. Сначала она хорошо к нам отнеслась. Но после того как я попросила ее прописать нас по этому адресу, Светлану словно подменили. Она отказала так резко, будто я имела виды на жилье ее дочери! На самом деле на этот разговор меня толкнула нужда. Сейчас я получаю от государства пособия - на ребенка до года и как многодетная мать. Всего 29 тысяч тенге. Вместе с адресным пособием я бы получала на 21 тысячу тенге больше. Но в том-то и дело, что для оформления адресной помощи необходимо, чтобы прописка совпадала с реальным местом проживания. А мы сейчас с детьми прописаны у моей дальней родственницы на даче…
Тогда инцидент удалось уладить, но когда разгорелся ажиотаж вокруг временной регистрации, Лиле и ее пятерым детям указали на дверь.
- Светлана так и сказала: регистрировать я вас не буду. Штраф не хочу платить. Поэтому выметайтесь немедленно! Это было 15 января. Я пыталась уговорить: “Куда мы пойдем с детьми - в ночь, в мороз?!” А Светлана устроила скандал и вызвала участкового. Он принял ее сторону. Мол, закон на стороне матери хозяйки квартиры. Выезжайте!
К счастью, Лилия догадалась набрать номер полицейского Мизами ЖУМАБАЕВА, который до недавнего времени работал участковым инспектором в этом районе. Благодаря его вмешательству Лилия получила отсрочку в выселении.
- Я хорошо помню, что творилось, когда там жила хозяйка Александра Мутова, - сказал бывший участковый. - Дым коромыслом! Грубо говоря - притон. Пьянки, скандалы, драки… Соседи только и делали, что набирали “102”. А как Лилия вселилась - за полгода ни одного вызова. Ни разу ее пьяной не видел. Хорошая мать, одна растит пятерых детей, мал мала меньше! Конечно, хочется как-то ее поддержать…
- А может, Светлана Мутова действительно думает, что временная регистрация дает право квартирантам претендовать на жилье ее дочери? Вы пробовали растолковать, что она заблуждается?
- Конечно, мы с ней разговаривали. Объясняли, что штрафовать казахстанцев за отсутствие временной регистрации начнут только с середины марта. Поэтому у нее нет повода немедленно выселять Бахтияровых. Тогда она объявила, что сама собирается там жить. Но мы разъяснили ей, что в любом случае она не имеет права сразу выгонять квартиросъемщицу, тем более с детьми и зимой. О выселении необходимо предупредить за месяц, чтобы за это время квартиранты успели подыскать другое жилье.
Тогда, 15 января, Лилия Бахтиярова написала участковому расписку в том, что обязуется выселиться через месяц. Срок истекает
15 февраля. А многодетная мать-одиночка до сих пор не может найти другую квартиру. Она только и делает, что выискивает новые объявления о сдаче жилья. Но как только на том конце провода слышат, что у Лилии пятеро детей, в трубке раздаются короткие гудки… А ведь им немного нужно.
Сейчас Лилия снимает двухкомнатную квартиру на втором этаже старого аварийного дома без водопровода, канализации, с удобствами во дворе. По крутой лестнице приходится таскать на второй этаж не только ведра с водой, но и мешки с углем и дровами: ведь централизованного отопления здесь тоже нет. Лиля топит две печки, а дома все равно прохладно. На потолке зияют глубокие трещины…
- Вы бы видели, что здесь было, когда мы только вселились! - вздыхает Лилия. - Не квартира, а зловонная свалка! Сколько сил ушло, чтобы весь мусор вытащить. Что могла, сделала - потолки побелила, пол покрасила, обои наклеила. Людей наняла печку переложить. Вот только трещины все равно появляются, а штукатурка осыпается…
Дети привыкли к этому дому, даже друзьями обзавелись. Знакомимся: 10-летняя Сашенька, 7-летняя Анжелика и малыши - Алинур, Адина, Айын. Шестая малышка - бойкая соседка Василя. Она любит прибегать к Бахтияровым поиграть.
- Когда мне сказали, что здесь мыши бегают, я принесла кошку! - тараторит девчушка и тут же спрашивает с серьезным видом: - А вы можете сделать так, чтобы они никуда не уезжали?
Вопрос повисает в воздухе. Лилия украдкой смахивает слезы с ресниц. Несмотря на неустроенный быт, Татарский край Семея за полгода успел стать ее большой семье родным. Благодаря местным пенсионерам дети Лилии пока не забыли вкус яблок и наваристых супов с курицей. Многодетная мама помогает пожилым соседям по дому, а они щедро делятся с ней продуктами. Впрочем, Лиля с детьми будут рады обрести крышу над головой в любом районе города. Главное, чтобы его хозяев не пугали временная регистрация и большое количество детей.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть