3618

Ерлан СЫЗДЫК, гид: Красота родного края может кормить нас лучше нефти!

Этого пропеченного солнцем человека дома застать практически невозможно. Потому что почти все время он находится в отдаленных уголках прекрасной родины: там, где вместо сотовой связи лишь ощущение единства с землей и небом, с Умай и Тенгри. Приезжая домой, он даже не успевает отдохнуть и по ночам монтирует передачи о красотах, которые увидел. Ерлан - журналист, оператор и режиссер в одном лице. Но в первую очередь - гид. Его с почтением встречают лесники, хозяева гостевых домиков, жители аулов, потому что знают: там, где прошел Ерлан, обязательно будут туристы.
Он настоящий артист и восточный дипломат. Встречая группу итальянцев, интересующихся историей суфизма, одевается в белое, точно знает, какие легенды зацепят аудиторию, договаривается о разрешении провести лишнее время и помедитировать в подземных храмах древних суфиев. Иностранцев вообще сильно не грузит цифрами и именами батыров. Он понимает, что гостям важнее проникнуться духом здешних мест, полюбоваться красотой природы и послушать легенды.
- У нас проблема с хорошими гидами, краеведами. Все хотят сидеть в офисах и поменьше ходить, - смеется Ерлан. - Да и не готовят у нас как следует специалистов. Короткие курсы экскурсоводов и минимальные знания по истории края - этого мало. С опытом приходит понимание, что надо рассказывать, как и в какой аудитории.
От самого назойливого туриста нельзя отмахнуться или дать приблизительную информацию, потому что завтра это все будет на его страничке в соцсетях. Надо предупредить иностранца, что непривычный желудок может непредсказуемым образом отреагировать на кумыс - и поездка окажется испорченной. Стоит дать время молча побродить по ничем не примечательным развалинам древнего городища, а не тащить к следующей святыне. У настоящего гида много секретов.
- С историей в Казахстане очень сложно. Я стал в этом вопросе очень въедливым, потому что народ сейчас образованный, начитанный, и дежурными фразами не отделаешься, требуется настоящее знание предмета. Но у нас каждый историк имеет свою точку зрения. Поэтому я придерживаюсь тех фактов, в которые верю сам, потому что нашел им подтверждение в литературе. Но лучше всего работать с мифами и легендами. Они окружают почти каждое место в Казахстане и на удивление гораздо правдивее, чем многие другие источники. Я уже не говорю про их поэтичность.
Наших сограждан Ерлан водит к труднодоступным местам, где по молитве происходят чудеса, где исполняются самые горячие желания. А традиционные точки экскурсий Ерлан не любит. Ну съездил ты один раз на Поющий бархан или Чарын - и достаточно. Если в стране есть такие богатства, надо стараться каждый раз увидеть что-то новое. Сам он предпочитает путешествовать и прокладывать маршруты в удаленные места. Например, в восторге от Восточного Казахстана. Говорит, что готов ездить туда при первой возможности. Там есть то, что может быть самой сильной приманкой для жителей Европы: нетронутая природа, сохранившийся уклад жизни, бревенчатые избы, традиционные способы приготовления еды, девственные реки, словно созданные для рыбалки. И все это щедро приправлено озерами и водопадами сказочной красоты. Только надо научиться хорошо это подавать.
- В начале девяностых годов внутренний туризм по большей части был представлен духовной частью, когда люди одевались во все белое, брали подношения духам и ехали в святые места, чтобы помолиться, попросить о чем-то. Мы много лет стараемся объяснить, что не важно, в каком месте ты читаешь молитву и просишь Всевышнего. Посмотри на камень, с которым связана легенда, искупайся в водопаде для себя, а не для обряда. Спустись в пещеру, чтобы ощутить пространство, в котором сотни лет жили, прятались, медитировали люди. Полюбуйся в первую очередь на окружающий тебя мир. Для туристического бизнеса эти две категории очень отличаются: паломники остановятся в священном месте, будут совершать обряды, могут там же заночевать. А туристы едят в кафе, ночуют в гостиницах - они дают работу людям. Но именно от паломников я узнавал о многих священных местах, ездил, находил их и потом включал в туристические маршруты. Сакральных мест в Казахстане очень много и не во все можно попасть по хорошей дороге, в кондиционированном автобусе. Но людей это не останавливает. Например, я много лет водил к водопаду Плачущий дедушка в ста километрах от Туркестана. Туда надо еще три километра по трудной тропе добираться, но это действительно мистическое место: вода то струится, то нет. У бесплодных рождаются дети после посещения этого места, одинокие находят пару. Я знаю много таких случаев, - рассказывает Сыздык.
Ерлан считает, что наша проблема еще и в том, что мы иностранным туристам продаем себя целиком, а надо найти много изю­минок, приманок и на них ловить гостей. Например, устраивать археологические туры на настоящие раскопки. Кстати, наши археологи рассыпанные в беспорядке глиняные черепки, которые невозможно сложить в полноценный предмет, просто выкидывают, складывают в кучу. Ерлан вспоминает, как над одной такой горкой почти рыдала гостья из Китая. Она искренне не понимала, как можно выбрасывать то, что несет в себе историю, почему из этого нельзя сделать как минимум сувенир.
- У нас такое богатство, которое может кормить лучше, чем нефть и все сырье, вместе взятые. Надо только разумно подойти к этому, не раздавать в частные руки, выделять деньги для рекламы и стараться все сделать максимально удобным для туристов. И мало иметь мавзолей или древнее городище. Какой смысл в экскурсиях, когда человек приезжает на один день посмотреть одно место, спит в автобусе и быстро уезжает? Надо сделать так, чтобы турист прожил хотя бы два дня, чтобы кроме главной цели увидел что-то еще, переночевал в местной гостинице. Вот тогда туризм будет реально приносить прибыль.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Ерланом СЫЗДЫКОМ, Алматы

Поделиться
Класснуть