4240

Для маленькой Амины герой страны - просто папа.

Теракты в Актобе, произошедшие 5 июня, оборвали жизни пятерых мирных жителей и троих военнослужащих - Берика КАЛИЕВА, Досбола САПАРА и Даниэля МАЙЛЫБАЕВА. Каждый из них - герой нашего времени. Каждый заслуживает отдельной статьи. Сегодня речь пойдет о майоре Даниэле Майлыбаеве...

Предсказание
Был у первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Филиппа ГОЛОЩЕКИНА, чье имя казахский народ до сих пор вспоминает с содроганием, переводчик Жорабек ЕСЕНОВ. Это был образованный и умный человек, умел писать и свободно владел русским языком. Жорабек был человеком справедливым и прямым, а потому долго терпеть такого деспотичного руководителя не мог, выказал ему все, что думает, и поплатился за это.
Гулистан Исаевна, потерявшая любимого сына Даниэля, начинает с него рассказ об истории рода.
- Его (Жорабека. - С.Д.) должны были расстрелять, но мой свекор Майлыбай выкрал его из тюрьмы. Он был богатырем своего времени: очень крупным и сильным человеком, - говорит Гулистан Исаевна. - Ну вот, обессиленного и истерзанного аксакала он нес на спине два дня. Потом соорудил в погребе комнату для него и ухаживал за ним пять лет.
По словам женщины, у Майлыбая долгое время не было детей. Он молился Аллаху каждый день, чтобы тот послал ему наследника.
- Однажды Жорабек-ата пригласил моего свекра к себе и сказал, что ему осталось жить совсем недолго. Сказал слова благодарности и дал бата: “Не переживай. Будет у тебя не один, а три сына и еще красавица дочь. Старшего сына назови Акарыс, второго - Бекарыс, третьего - Жанарыс и младшую - Гульханыс, их потомки прославят имя твое”. А через несколько дней аксакал скончался. Отец моего мужа не поверил, ведь ему тогда было уже далеко за 50, - говорит Гулистан-апай.
Ровно через девять месяцев жена Майлыбая родила сына. Но почему-то он назвал первенца Бекарысом.
- Вторым родился Акарыс. За ним появились Жанарыс и Гульханыс, как и предсказал Жорабек-ата, - продолжает свой рассказ Гулистан-апай.
Отец Даниэля всю жизнь мечтал о военной карьере и поэтому хотел, чтобы сыновья осуществили его грезы.

Второе имя
Даниэль родился в поезде, когда его мама с сестрой ехали в Ташкент.
- Мы проезжали как раз станцию Жана-Корган. У меня начались схватки. Он пришел на этот белый свет легко и быстро, - вспоминает Гулистан Исаевна, - 16 декабря 1975 года.
Мальчика назвали Дана. Имя ему дал дед Майлыбай и сказал: “Елге Дана, Ерге пана”, что в переводе означает “мудрец для народа, покровитель для людей”.
- Многие не понимали значения его имени, - продолжает Гулистан-апай. - А когда моему мальчику исполнилось семь лет, мы решили дать ему второе имя. Получили одобрение старших и прибавили к имени Дана слово “ел” - народ. Так получилось французское имя с казахским смыслом.

Становление
Оба сына Акарыс-ага после окончания школы пошли служить Родине.
- Когда мой брат окончил Военный институт КНБ РК, ему предложили пойти преподавателем в любое военное училище нашей страны. Отец посоветовал ему идти работать в Петропавловское военное училище, где тогда учился я. Видимо, он хотел, чтобы старший присматривал за мной, - с улыбкой вспоминает младший брат Даниэля Аян.
Для курсантов училища подтянутый, аккуратный и ухоженный Даниэль сразу же стал примером для подражания.
- Когда курсантам училища дали задание написать сочинение на тему “Ваш самый любимый командир взвода”, все ребята посвятили свои работы Даниэлю. Он был честен, порядочен и скромен. Настоящий офицер, - со слезами на глазах вспоминает Гулистан Исаевна.

Любовь и верность
Любовь всей своей жизни Даниэль встретил на дискотеке в Талгаре, куда его семья переехала жить после Шымкента.
- Эта была любовь с первого взгляда. Красивый, высокий и стильно одетый парень сразу привлек мое внимание. Я не могла оторвать от него взгляда. Видимо, он почувствовал это и пригласил на танец, и больше мы с ним не расставались, - вспоминает события почти пятнадцатилетней давности Ботагоз.
Через какое-то время Даниэля забрали из Петропавловского училища в Главное управление командующего внутренними войсками МВД РК. Там он вел работу с молодежью. По долгу службы ему приходилось также инспектировать воинские части внутренних войск по всему Казахстану.
- Вскоре из Астаны он перевелся уже в структуру КНБ - военную контрразведку, курирующую безопасность и правопорядок в его родных внутренних войсках. Военные называют эту службу “особым отделом”. Прошел для этого специальную подготовку в учебном заведении КНБ РК, - говорит Ботагоз.
- Потом его забросили в Павлодар, в Каракемир, затем уже в Актобе, где он служил в должности старшего оперуполномоченного отдела военной контрразведки КНБ РК по частям регионального командования “Батыс” Национальной гвардии РК, - перечисляет послужной список брата Аян Майлыбаев, который тоже служит на западе Казахстана.
А затем внезапно переходит к событиям того трагического дня.
- Утром позвонил брату. Было где-то 10 часов. Обрадовал, что возвращаюсь домой и поезд едет через Актобе. Попросил к 18 часам прийти на вокзал, ведь у него был выходной, - вспоминает Аян. - После обеда мне стали один за другим звонить сослуживцы и спрашивать, что происходит в части, где служит мой брат. От этих расспросов на душе стало тревожно. Казалось, что поезд стоит на месте, а часы тянутся слишком медленно. Хотелось выпрыгнуть и бежать сломя голову в Актобе.
Когда поезд прибыл на вокзал, Аяну позвонил замглавкома КНБ.
- Держись, офицер! Даниэль Майлыбаев смерть принял, защищая Родину! - сообщил он трагическую весть.
Аян сразу же направился в часть брата. Он стал первым свидетелем того разгрома, который оставили после себя террористы.
- Как-то брат мне сказал, что у него плохое предчувствие, что на душе неспокойно, приверженцев нетрадиционного ислама становится все больше и больше. “Чувствую, скоро что-то будет. Наверное, напишу письмо в вышестоящую инстанцию, чтобы они помогли усилить пропускную систему”, - сказал он тогда. По его просьбе наиболее уязвимые места воинской части усилили железными дверями, на окна повесили решетки. Он душой болел за работу. Поэтому в выходной день ему дома не сиделось, и он поспешил в часть. А когда все началось, он не стал отсиживаться, а поспешил в эпицентр событий. И если бы он не заставил запереть за собой двери штаба материального обеспечения и не вышел бы навстречу террорис­там, возможно, жертв было бы больше, - уверен Аян.

Исполненное предназначение
Торжественная панихида по Даниэлю Майлыбаеву состоялась в Талгаре, где временно жили его жена и четверо детей: Согдиана, Бексултан, Амина и семимесячный Нурали. На похороны героя, ценой собственной жизни предотвратившего гибель ни в чем не повинных людей, пришел практически весь город. Прибыл и аким Алматинской области Амандык Баталов.
- Потерять офицера, защитника Родины, - тяжелая утрата для всех нас. Мы со своей стороны окажем семье погибшего поддержку. Будет выделено 5 млн. тенге материальной помощи для семьи, - сказал Амандык Баталов.
В свою очередь районные власти пообещали выделить семье погибшего офицера трехкомнатную квартиру в строящемся доме в Талгарском районе.
- Он должен был в июле 2016 года раскомандировываться в Алматы. Мы с нетерпением ждали его возвращения... только живого, - говорит мама Даниэля. И не может сдержать слез.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, Талдыкорган - Талгар

Поделиться
Класснуть