29740

Проснись - и бой

Заголовком типа “Наши в Голливуде” лет семь назад можно было доводить впечатлительных читателей до полуобморочного состояния - тогда казалось, что даже грамматика не позволяет употреблять в пределах одной фразы название американской фабрики грез и какую-нибудь местную фамилию. But times change, you know - то есть времена меняются. И теперь очередное известие о том, что кто-то из наших людей вовсю работает на голливудских проектах, воспринимается достаточно обы­денно. Хотя менее успешными такие парни, как Игорь ЦАЙ, от этого не становятся.

Страшно представить, какими титулами обрастет Цай годам к 40, потому что уже сейчас, в 25 лет, он каскадер, актер, режиссер и руководитель школы сценического боя кун-до. В портфолио Игоря и его команды несколько масштабных проектов, включая российские и голливудские. Совсем недавно парни закончили работу над фильмом “Джентльмены, удачи!”.

- В Интернете шумели, что в одной сцене Безруков избивал полицейских, а они как назло все почему-то оказались казахами. Казахстано-российская дружба оказалась под угрозой, но потом выяснилось, что никто не сможет нас рассорить. Я правильно понял?
- При просмотре отснятой сцены кто-то заметил, что во всей российской милиции нет столько казахов, сколько в одной сцене задержания Смайлика (герой Безрукова в фильме. - Т.Б.). Пришлось выкручиваться - надевать маски, снимать со спины, поскольку заменить наших ребят не было возможности.

- А какой проект самый близкий и значимый для вас?
- Самым значимым проектом был и всегда будет “Дневной дозор”. Представьте, парню только исполнилось 17, а его раскадровку боя, пообщавшись по Интернету, принял к постановке триумфатор постсоветского кино Тимур БЕКМАМБЕТОВ да к тому же назначил хореографом боев и дублером Тамерлана. С этого проекта я и подсел на кино.

- Тимур взял вас и на “Авраама Линкольна”. Огромный бюджет, Америка... Как впечатления?
- Прежде чем начать работать, я должен был выжить - это обязательное правило для новичков Голливуда. Взглянув на фильмо­графию каскадеров, у каждого из которых за плечами было как минимум по два блокбастера уровня “Пиратов Карибского моря” (не говоря уже об их руководителе Мике РОДЖЕРЕ, который начинал с “Храброго сердца” Мела ГИБСОНА), я понял, что означают слова Тимура Бекмамбетова: “Осмотрись, как тут все устроено...”. А устроен Голливуд максимально рационально: если соответствуешь требованиям - есть работа, если нет - тебя тут же забывают независимо от прошлых заслуг. Увольняют без предупреждения, а если ты уволен, то это равносильно волчьему билету, в значимый проект уже не пригласят.

- Ну вы довольны результатом?
- У меня два диаметрально противоположных ответа на этот вопрос. Публичный ответ: конечно, доволен! Еще бы, влиятельнейший Time review написал: “Аплодисменты хореографу боев Игорю Цаю, который также работал над “Дневным дозором” Бекмамбетова”, и еще два десятка специализированных англоязычных киносайтов не скупились на комплименты. Это не просто приятно - это перспектива, причем не только для меня, но и для школы сценического боя кун-до, для каждого ее студента. А тот ответ, что я держу в себе, - наши парни круче титулованных американцев, с ними сцены, наверное, получились бы лучше. Правда, это уже не проверить.

- Вы были режиссером фильма “Цугцванг”, который достаточно резко критиковали. Обидно было? Будете еще снимать сами?
- Вы мне льстите. Не могу поверить, что дебютный фильм никому не известного на то время 20-летнего паренька мог вызвать критическую волну. Но в любом случае спасибо за то, что навеяли теплые воспоминания. Из-за нехватки финансирования приходилось почти все делать самому, не только режиссировать, но и монтировать, искать деньги, заниматься прокатом. Самым дешевым местом, где было возможно “цифру” перевести на пленку, оказалась Индия. В то время “Цугцванг” заинтересовал одну болливудскую шишку, но встреча в итоге не состоялась. Тогда я и предположить не мог, что спустя три года буду приглашен в эпический кинопроект Satyapati о жизни Кришны, съемки которого начнутся через несколько месяцев.
Снимаю ли я еще? Я и не переставал, просто не хватает времени для полнометражного проекта, поэтому ограничиваюсь рекламными роликами, короткометражками или зарисовками - оно, наверное, и к лучшему, поскольку сейчас у меня идет активный процесс обогащения знаниями, зарубежным опытом.
Недавно с Санжаром МАДИЕВЫМ по поручению Нью-Йорской киноакадемии, выпускниками которой мы являемся, сняли короткометражку “in100 gram”. Совместная работа нам настолько понравилась, что теперь мы планируем снять полный метр.

- Отличается ли работа наших каскадеров от западной? Вы какой модели придерживаетесь?
- Западная, в смысле голливудская, базируется на трех китах: имя постановщика, фрилансерство каскадеров и профсоюзы. Там каждый каждую секунду только за себя, и поэтому практически нет устоявшихся коллективов каскадеров, которые работали бы совместно в нескольких проектах подряд. У нас же в казане варится одна голова, и это оправдано отсутствием достаточного внутреннего спроса. Чтобы выжить, люди объединяются вокруг того, кто способен найти работу.
Создавая школу сценического боя кун-до на призовые деньги телепроекта Credit story, я, тогда 18-летний юноша, громогласно заявил: “За наш прорыв в Голливуд!”. А как это сделать - оставалось загадкой. И возможно, самое большое открытие, которое мне удалось сделать, - это принцип 24 часов: именно столько времени нам требуется, получив задание от потенциального заказчика, не просто разработать стилистику боя, но и изготовить 30-секундный превиз (видеоролик) и, что немаловажно, подобрать каскадера, который максимально был бы похож на исполнителя роли. Так не работает никто!
Это и есть наша фора, наше бесспорное преимущество, позволяющее конкурировать с самыми громкими именами и студиями.

- Традиционный вопрос всем практикующим восточные боевые искусства в кино: как оно в быту, пользуетесь маваши гери?
- Ситуации бывают разные. Самые яркие воспоминания остались от моей предрассветной пробежки от четырех новоорлеанских кинконгов, которых заинтересовало содержимое моего рюкзака и бумажника. Вы не представляете, как я благодарил в ту минуту тренера по бегу с барьерами. Этому событию я посвятил одну из страничек моего дневника съемок “Линкольна”, который пылится на страничке “Вконтакте”.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото из архива Игоря ЦАЯ

Поделиться
Класснуть