11437

Высокий IQ для певицы вреден

Продюсер и педагог Багым МУХИТДЕНОВА (на снимке) готова говорить на любые темы: сколько стоит музыкальный проект, можно ли петь без голоса, какая музыка сейчас востребована на казахстанской эстраде. Только вопросы, связанные с недавним интервью одному из казахскоязычных журналов, ей крайне неприятны.

- Я бы никак не хотела комментировать ту фразу, которую мне приписывают и из-за которой развернулась бурная полемика, по одной простой причине - я этих слов не говорила. Любые размышления на эту тему будут выглядеть как попытка оправдаться, а оправдываться мне не в чем. Я ходила в русскую школку, педагогами моими были музыканты-евреи, у меня муж не титульной нации. Что я могу еще добавить? - говорит Багым.

- Хорошо, тогда поговорим о качестве казахстанской эстрады. Ведь вы непосредственно преподаете вокал и продюсируете музыкальные проекты. Так почему на нашу сцену чаще попадают девочки с улицы, чем из консерватории?
- Выпускники отделений эстрадного вокала обладают, конечно, голосом и профессиональной базой. Зато, как правило, отягощены весом, высоким ай-кью, ростом и прочими данными, которые мешают нам их продавать. Гиперталантливая певица с излишним весом и множеством мыслей на лице неподъемна для эстрады. Поэтому мы действительно берем девочек без базы. Более того, если это девушка из глубинки, то нам приходится обу­чать ее не только азам музыкальной грамоты, но еще и как ухаживать за собой, делать макияж и т.д. Да что там уход за собой… Мы первым делом их усаживаем, даем в руки текст и просим почитать. Даже это девчонки не всегда могут сделать грамотно и красиво! А ведь они должны давать интервью, общаться, выражать свои мысли. В итоге для многих из проходящих через продюсерский центр продюсеры делают больше, чем родители. Правда, не всегда девочки понимают это, случается и звездная болезнь. Когда “артистки” решают, что они, такие гениальные, находятся чуть ли не в творческом рабстве у продюсера.

- Рецепт от звездной болезни?
- К сожалению, его нет. Особенно если девочка не болеет музыкой с детства, а достаточно случайно вышла на сцену.

- Кто вы сами по образованию?
- Классический музыкант, виолончелист. Но быстро поняла, что не являюсь Ростроповичем, а всю жизнь сидеть за дальним пультом в оркестре как-то не хотелось. В девяностых я окончила факультет эстрадного вокала, тем более что и мои родители связаны с эстрадой. А сейчас учусь в докторантуре по эстрадному вокалу. Мне бы очень хотелось, чтобы темой моей научной работы стало сращивание этнической музыки и эстрады. Правда, сомневаюсь, что это понравится музыковедам. У нас ведь почему-то не очень любят, когда смешиваются два этих жанра. Но самые успешные проекты как раз возникают на стыке этники и современной подачи. И нам надо поддерживать тенденцию, чтобы оставить свой след в истории. Но, конечно, моя основная работа на студии с исполнителями и проектами, которые мы ведем, - “КешYou”, Айгуль Иманбаевой. Я занималась и с Макпал Исабековой, и с Дильназ Ахмадиевой, группами “101”, “Орда”.

- Публика любит посудачить о том, что сейчас любую длинноногую девочку можно превратить в музыкальный проект. Это правда?
- Конечно, можно, что называется, и зайца научить курить. Тем более что эстрада - развлекательный жанр. Артист выходит, и все на него смотрят, а слушают или не слушают - это уже вопрос десятый. Но часто бывает и так, что у человека шикарный голос, а он немузыкален и неартистичен. У единиц есть настоящая харизма, когда артист выходит на эстраду - и зал замолкает. Поэтому так мало настоящих звезд. Ну и, конечно, кроме голоса есть внешние стандарты. Времена Эдит Пиаф давно прошли. Все хотят видеть на эстраде высокую длинноногую девушку, и бог с ней, пусть поет под фонограмму.

- Кто из наших исполнителей по-настоящему харизматичен?
- Яркий пример - Кайрат НУРТАС. Самый обожаемый и стабильно собирающий аншлаги. Причем цена билетов на его концерт может доходить до 20-30 тысяч тенге. Недавно он выступал в Москве в программе “Добрый вечер, Казахстан”. При том что Нуртас поет только на казахском, девочки-москвички из массовки пищали и спрашивали, где его можно послушать. Эту магию невозможно объяснить - только констатировать. Так же меня удивляет группа “Музарт”. Мейрамбек Беспаев - абсолютный кумир для людей самого разного возраста, в том числе и для меня, с этим невозможно спорить.

- Можно объяснить, почему у нас мужская эстрада?
- Трудно судить - я сама больше люблю девочек. Ну чем отличаются парни? Одни и те же костюмы, только в разных орнаментах и стразах. Наверное, дело в том, что у нас много женщин и мало мужчин. На концерты ходят в основном женщины, они же решают судьбу певцов в конкурсах с SMS-голосованием.  

- Работать с девчонками трудно?
- Нам не трудно, потому что мы сами женщины и понимаем, что девочек надо держать очень жестко. Это начальника-мужчину можно уболтать, разжалобить и прийти к расхлябанности, а с нами такой номер не проходит. Нас никто не жалеет, и мы спуску не даем, требуем железную дисциплину, за которую нам потом сами же девочки говорят спасибо.

- Что любит казахстанская публика?
- Например, рэп никогда не будет массовым, как и джаз, как и классика. Основная масса предпочитает эстраду, слезы-сопли. Мое консерваторское образование давит на меня, хочется, чтобы даже слезы-сопли были со смыслом.

- Что ужасает на нашей эстраде?
- Включите ближе к ночи некоторые телевизионные каналы и увидите то, что ужасает. Там транслируются удивительные концерты с непонятными девочками под 80 кило, в брючках в обтяжку, исполняющими почему-то “Миллион алых роз”. Называется - у меня есть деньги, хочу выступить на сцене. Я не понимаю людей, которые сначала допускают такие вещи, а потом еще и крутят это по телевизору.

- Одно из главных сравнений отечественной и, к примеру, российской эстрады во вложенных деньгах. Дескать, все у нас подешевле и попроще…
- А больше нет смысла вкладывать. На один проект нужно полмиллиона долларов, чтобы он стал топовым. А зрителей у нас немного - 16 миллионов, причем петь хочет каждый второй. В России зрителей больше плюс все бывшие союзные республики, а значит, зарабатываются другие деньги. Да и стоят артисты гораздо дороже. Та же “ВИА гра” берет 50 тысяч евро за концерт, а у нас самая популярная - 5 тысяч. Вот и сравнивайте. Притом любая команда требует постоянных вложений. Приличный сценический костюм стоит 1,5 -2,5 тысячи долларов. А их надо постоянно обновлять, чтобы не надоедать зрителям. Например, у “КешYou” примерно сорок костюмов. Хорошая песня - 3 тысячи, аранжировка почти столько же. Один только клип обходится в 40-50 тысяч. Вот и получается, что львиную долю заработанных денег сжирает сам проект. Крокодилы какие-то, а не девочки…

Между тем

По поводу интервью Багым Мухитденовой журналу “Жұлдызбен сырласу” с заголовком “Орыстарды, еврейлердi жек көремiн” официальный представитель Генпрокуратуры Нурдаулет СУИНДИКОВ сообщил в Твиттере, что редактору журнала вынесено предупреждение о недопущении нарушения закона.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть